СЕЛЬСКИЕ ХРАМЫ (часть 3)

Пожалуй, одно из самых древних сел Сычевского уезда - село Юрьевское. Конечно, сейчас очень немногие укажут его местонахождение, не зная того, что это нынешняя деревня Середа. По преданию, когда-то в селе стоял древний монастырь, в котором, возможно, была церковь Святого Георгия. (Документов подтверждающих это не сохранилось). Отсюда и название села - Юрьевское. Имя Георгий в древности было тождественно имени Юрий. Только в более позднее время имя Юрий стало самостоятельным, как и в наши дни.

Когда был построен в селе первый храм - к сожалению, не ведомо. Но достоверно известно, что один из первых храмов в селе был построен и освящен в честь Казанской иконы Божией Матери 3 ноября 1713 года. Это следует из надписи на древнем кресте, который был найден в селе в 1870-х годах. Место нахождения этой церкви было на северо-западной окраине села. Здесь же было найдено и древнее кладбище. Известно, что в 1770-х годах в храме служил священник Борис Иванов.
На другой стороне найденного креста значилась надпись о том, что спустя 79 лет, то есть 23 августа 1792 года был освящен новый храм, но в другом месте - к югу от прежнего храма {СЕВ, 1887, № 11, стр.509-521.}. Новый храм также был во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь была деревянная с колокольней. Построена она была на средства прапорщика Никиты Борисовича Лошакова.

В 1788 году в селе было 32 двора и проживало 109 жителей {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.6, Д.83, 1801.}. В Юрьевский же приход входили: сельцо Мышкино - 41 житель, деревня Коривичево - 4 двора и 46 жителей, Турыгино - 2 двора и 14 жителей, Яблонька - 7 дворов и 95 жителей, Кривоносово - 5 дворов и 4 жителя, Филиппово- 8 дворов и 90 жителей и многие другие поселения.

В начале XIX века в Юрьевском (Середском) храме служил священник Давид Иванович Соколов, на место которого в 1811 году из села Архангельского был перемещен священник Яков Гаврилович Ершов. Прослужил о. Яков в селе Середе до 1825 года.

К 1825 году в приходе села было 26 селений, в которых было 100 дворов и проживало 694 мужчины и 759 женщин.

С каких же пор село с древним названием Юрьевское стало именоваться Середой и почему? В самом конце XVIII - начале XIX веков крестьянское хозяйство было привлечено к товарному производству. В определенные дни во многих селах (32 села по Сычёвскому уезду) разворачивались сельские торга. В селе Юрьевском днем торга, была среда или, как называли раньше этот день - середа. Первое документальное упоминание села Юрьевского, как Середа относится к 1800 году. Причем, иногда встречается написание села, как Среда. Последнее название села Юрьевским относится к 1810 году. В дальнейшем село постоянно называется Середой.
В 1826 году под деревянную церковь был подведен каменный фундамент. В это время в храме служил священник Тимофей Иванович Медведков. Он - дьяконский сын, 28 февраля 1826 года был рукоположен Преосвященнейшим Иосифом в священники церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Середа. До самой смерти о. Тимофей жил в селе. Умер он 12 сентября 1862 года и был похоронен вблизи церкви. Священник о. Тимофей оставил о себе «...у Середских прихожан добрую память за свое патриархальное с ними обращение; имя его встречается почти во всех поминальных книжках прихожан» {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.6, Д.83, 1801, стр.517}.

Следующим священником села Середы был Григорий Алексеевич Петропавловский. Уроженец города Вязьмы, из семьи священника, он окончил курс Смоленской семинарии и 28 июля 1858 года был рукоположен Высокопреосвященнейшим Тимофеем в священники села Середы. 14 апреля 1865 года за усердие священник Григорий Петропавловский был награжден набедренником. Как вязьмич, видевший много благолепных городских храмов, о. Григорий решил выстроить подобный и в селе Середе. Денег в церковной казне для строительства явно не хватало, не смотря на помощь церковного старосты мещанина Василия Ивановича Титова и бывшего старосты Федора Косьмина. Священник Григорий Петропавловский получает разрешение производить сбор денег на новый храм и сам лично участвует в сборе. За два года но собрал около 2000 рублей. На эти средства каменное здание новой церкви было выведено только до окон. Отец Григорий продолжает сбор средств, отправляясь в Петербург, Москву и другие города. В его отсутствие в храме временно служили священники Стефан Оглоблин, а затем Ефимий Попов. Весной 1868 года, о. Григорий возвращался в село. В городе Ржеве, в период ледохода, он переправлялся через Волгу. Лодка опрокинулась и священник едва не утонул. Вскоре он сильно заболел и оправиться уже не мог. 2 января 1869 года он скончался, оставив жену и пятерых детей.

Вместо священника Григория Алексеевича Петропавловского 12 февраля 1869 года, по собственному желанию из села Пискова, был перемещен священник Алексей Иоаннович Качевский. Он родился в селе Песочня Сычевского уезда в семье священника. В 1857 году окончил курс Смоленской духовной семинарии и 10 июня 1861 года Преосвященнейшим Антонием был рукоположен в священники села Писково.

На долю о. Алексия выпала честь служить в новом середском каменном храме, о котором так мечтал о. Григорий, не жалея своих сил и самой жизни. В 1875 году, на новом месте, храм был построен. Это был каменный трехпрестольный храм, освященный в честь Воздвижения животворящего креста Господня, в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь святого Алексия митрополита московского. Казанский придел был освящен 8 ноября 1875 года, а Воздвиженский и Алексиевский 18 и 19 мая 1882 года. В общей сложности храм строился около 15 лет. С возведением нового храма, надобность в старом, деревянном храме отпала. Старую церковь за 350 рублей уступили в село Богданово, где она вскоре сгорела.

До 1873 года притч храма состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. С 1873 года дьякон был упразднен. В 1885 году в приходе села было 32 селения с общей численностью дворов 150, в которых проживало 681 прихожанин мужского пола и 774 прихожанки женского пола.

Вплоть до 1918 года в селе служил священник Иоанн Белкин.

К приходу села Середа был причислен и кладбищенский однопрестольный деревянный храм на каменном фундаменте во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Храм этот находился в селе Однощекино, в имении коллежского асессора Михаила Григорьевича Ломоносова, на средства которого и был он выстроен. 23 августа 1861 года произошло его освящение. По документам храм назывался «Середою кладбищенской», но фактически, никто из жителей Середы там не хоронился. У храма был погребен лишь сам Ломоносов М.Г., да еще дворянка Агриппина Лошакова.

Вряд ли я когда-нибудь соглашусь с теми, кто утверждает, а таковые есть, что история Сычевки и Сычевского уезда малоинтересна. Маленький клочок земли на Российской карте, а сколько известных имен России в прошлом ступало по земле Сычевской. «В 30 верстах от г. Сычевок на юг..., на отлогом берегу реки Качьни, окруженное с запада и севера двумя вековыми березовыми рощами и двумя озерами...» в одну линию располагалось село Ивановское {СЕВ, 1873, №23, стр. 959.}. С этим селом связана история одного из древнейших и известнейших княжеских, графских и дворянских родов России - Салтыковых. «Должно заметить, - отмечал князь П.В. Долгоруков, - что ни из одной фамилии не было столько бояр, столько фельдмаршалов и столько начальников Москвы, как из Салтыковых» {В. Федорченко, «Дворянские роды, прославившие отечество», М, «ОЛМА - ПРЕСС», 2004.}.

В 1774 году Ивановское, из небольшой приходской деревни села Тесово, становится селом. Именно в этом году генерал-майором и кавалером Алексеем Ивановичем Салтыковым здесь был построен приходский каменный двухпрестольный храм, освященный во имя Владимирской Божией Матери с приделом во имя Святого славного Пророка Илии. Одновременно с храмом была построена и каменная колокольня, состоящая из двух поясов. На верхнем поясе находились колокола - праздничный весом в 73 пуда (1196 кг), будний в 25 пудов (409,5 кг) и четыре малых колокола. Церковь и колокольня были оштукатурены, побелены и покрыты листовым железом. Все было огорожено деревянной оградой. В храме, наиболее ценные и почитаемые иконы, были Спасителя и Божией Матери, в серебряных ризах и позолоченные. Церковная библиотека была небольшая, но были и древние книги: «Маргарита», отпечатанная в 7150 году или 1642 году от рождества Христова, при царе Михаиле Федоровиче и «Беседы святого Иоанна Златоуста на послания Павловы».

Земли при церкви было выделено 36 десятин - усадебной, пахотной и сенокосной. Вся земля была удобной и пригодной к обработке.

В состав прихода входило 21 селение, такие как: Лабодино, Касилово, Щакино, Частые луки, Мелешково, Красное, Терешково, Крутое, Решетниково, Аболонка, Головино и другие. Самая дальняя деревня была в 7 верстах. Число прихожан в период с 1827 года по 1871 год колебалось от 2177 душ до 2737 душ обоего пола.

В период с 1774 года по 1786 год для прихода был определен один причт: священник, диакон, дьячок и пономарь. Первым священником села Ивановского был Савва Васильевич Конокотин. 12 лет служил этот священник в селе Ивановском, но не сложились у него отношения с управляющим княжеского имения Потапом Емельяновичем Конокотиным. В 1786 году, во избежания нападок и «дурных последствий» со стороны управляющего, священник Савва Васильевич Конокотин по собственному желанию был переведен в село Тесово. Место священника сельского храма занял его сын Алексей Конокотин. Не имея специального образования, грамоте Алексея обучал отец. До получения священнического сана, он служил в должности дьячка той же церкви. В 53 года от роду о. Алексей умер в 1804 году.

В этот период (с 1787 года по 1792 год) владельцем Ивановского имения был полковник Петр Алексеевич Салтыков. От него имение перешло к графу Николаю Ивановичу Салтыкову (1736 - 1816). Николай Иванович состоял попечителем наследника престола великого князя Павла Петровича (будущего императора), а затем руководил воспитанием великих князей Александра Павловича (будущего императора) и Константина Павловича. Он был сенатором и членом Совета при Высочайшем дворе, президентом Военной коллегии, генерал-фельдмаршалом. В периоде 1812 по 1816 годы он был председателем Государственного совета и Комитета министров. В августе 1814 года он получил, с нисходящим потомством, княжеское Российской империи достоинство с титулом светлости. В 1812 году Н.И. Салтыков имел 1707 душ крепостных в Сычевском уезде {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.5, Д.81, 1803.}.

С 1786 года был введен второй комплект священно и церковнослужителей. В том же году в село Ивановское был назначен священник Иоанн Иоаннов, прослуживший в храме до самой смерти в 1808 году. Прожил о. Иоанн 65 лет.

После смерти священника Алексея Саввовича Конокотина, священником в Ивановскую церковь (по первому комплекту) был назначен священник Иоанн Федорович Белявский. По словам современников этот священник был человеком умным, добрым, но строгим, «...в службе рачительный, к церкви усердный, приходом любимый, хороший хозяин дома и дорогой отец семейства...» {СЕВ, 1873, № 23, стр.999.}. Священник Иоанн Белявский умер в 1826 году, оставив о себе добрую память.

В этот период (с 1815 года по 1828 год) владельцем имения был сын Николая Ивановича - князь Дмитрий Николаевич Салтыков. На средства князя и стараниями священников храма проводились небольшие ремонты: покраска крыши (в 1818 году) и косметический ремонт здания (в 1822 году). С 1809 года священником в Ивановский храм, по второму комплекту, был назначен сын священника Алексея Конокотина - Иаков Алексеевич Конокотин. За 1812 год он был награжден наперстным крестом. Служил этот священник до 1853 года, а затем был за штатом. 15 августа 1853 года, в возрасте 70 лет он умер от холеры.

В память об отце - священнике Иоанне Белявском и по просьбе прихожан, из села Разрытое, Рославльского уезда, в 1826 году в село Ивановское был переведен его сын Петр Иоаннович Белявский, выпускник Смоленской духовной семинарии. В 1833 году за усердие он был награжден набедренником, а в 1848 году от Святейшего Синода получил благословение. Современники отмечают, что он был доброго характера, к церкви усерден, но временами много употреблял спиртных напитков, хотя был миролюбив и к прихожанам ласков. 13 февраля 1849 года о. Петр загадочно исчез. Лишь в марте крестьянами, в поле, было найдено тело священника. Ему было только 45 лет от роду.

С 1828 года имением Ивановское владел князь Иван Дмитриевич Салтыков, от которого, в 1853 году оно перешло к князю Николаю Ивановичу Салтыкову (1830-1901), действительному статскому советнику, обер-шенку Высочайшего двора.

В 1844 году священником по второму комплекту в село Ивановское был назначен выпускник Смоленской духовной семинарии Алексей Васильевич Некрасов (зять священника Иакова Конокотина). В 1852 году о. Алексий был награжден набедренником. Спустя 14 лет от Святейшего Синода он получил благословение, а еще через год был награжден скуфьею. Кроме того, он имел бронзовый крест на Владимирской ленте.

К 1849 году в храме требовалось проведение капитального ремонта, что отметила специальная комиссия. В том же году на средства князя Николая Ивановича Салтыкова такой ремонт был проведен. Была полностью отремонтирована крыша храма, заменены все оконные рамы и двери, произведен ремонт кирпичного пола, сделано новое крыльцо, а так же внутренний ремонт стен.

На место священника храма о. Петра, с 1851 года, был назначен его сын - священник Дмитрий Петрович Белявский, окончивший Смоленскую духовную семинарию. В следующем году о. Дмитрием в селе было открыто приходское училище. Располагалось училище в собственном доме священника. Дмитрий Петрович преподавал вместе со своей женой, не требуя никакого жалования. Плата за обучение не бралась. Училище посещало от 15 до 25 детей обоего пола, а в зимнее время еще больше. Дети из дальних деревень обеспечивались ночлегом в самой школе.

С 1853 года священник Дмитрий Белявский, кроме основной обязанности, был еще и в должности сотрудника Смоленского училища девиц духовного звания. В следующем году он был награжден набедренником. Во время очередного ремонта храма, в 1863 году, лично о. Дмитрием вместе с церковным старостой Петром Чернышевым «произведены исправления» потемневшего иконостаса. В следующем году священник Белявский был награжден скуфьею. С 1865 года по 1870 год о. Дмитрий совмещал служение гласным Сычевского земства, членом ревизионной комиссии, членом училищного совета и членом комитета общественного здравия.

В 1866 году в селе Ивановском было образовано приходское попечительство, состоящее из 27 членов. Председателем попечительства был князь Николай Иванович Салтыков. Одним из обязательных членов попечительства был священник Дмитрий Белявский, а с 1870 года он является его председателем. Деятельность попечительства была направлена на сбор средств, которые расходовались, главным образом, на храм и приходское училище. Однако, за счет попечительства бедным и больным прихожанам выдавались лекарственные средства. А в сентябре 1871 года прихожанам села Ивановское из средств попечительства было выдано 200 рублей для уплаты господских повинностей. Это избавляло крестьян от продажи собственного скота, птицы, имущества. В следующем году, на средства попечительства был приобретен материал для строительства здания приходского училища. Весной 1873 года начались работы по строительству здания. Очередной учебный год начался в новом двухэтажном здании на каменном фундаменте.

С 1872 года священник Дмитрий Белявский состоял в должности помощника благочинного 2-го Сычевского округа. За свой труд о. Дмитрий был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте.

В начале XX века в храме села Ивановского служил священник Иоанн Соколов.

Проезжая по автодороге Вязьма - Сычевка, непременно обратишь внимание на развалины старинного каменного храма в селе Торбеево. Даже разрушенный, он поражает прочностью и толщиной своих стен. А ведь построен был этот каменным трехпрестольный храм во имя Обновления храма Воскресения Христова в 1793 году на средства княгини Александры Николаевны Лобановой-Ростовской - жены действительного статского советника.

Храм в селе Торбеево (ранее село называлось Тарбеево) был построен в стиле зрелого классицизма и считался одним из лучших на Смоленщине. Барабан храма имел 10 окон, над которыми в куполе помещены люкарны - оконные проемы в купольном покрытии, имеющие декоративное значение, а снаружи украшенные лепным обрамлением. В куполе сохранились орнаментальные росписи второй половины XIX века.

Но храм, построенный в 1793 году, был в селе не единственным. Еще в середине XVIII века, когда Тарбеево было вотчиной полковника Николая Николаевича Салтыкова, в селе был храм Вознесения Господня. В 70-х годах XVIII века в этом храме служил священник Мирон Афанасьев. В начале XIX века в храме во имя Обновления храма Воскресения Христова служили священники Петр Протопопов и Алексей Павлович Павлинов, а в середине века священник Алексей Касаткин.

В конце 1866 года в селе было образовано приходское попечительство, основной целью которого было «обратить внимание на приходский храм, славный устройством и обширностью, но лишенный всякого благолепия» {СЕВ, 1870, № 13,стр.241-242.}. В 1867 году на украшение храма было собрано 223 рубля. В следующем году 304 рубля 75 копеек, а в 1869 году 392 рубля 25 копеек. Почти все эти деньги были израсходованы на стенную живопись храма. Церковный староста села Тарбеева крестьянин Алексей Иванов пожертвовал на храм 150 рублей, однако более богатые люди не пожелали на храм «...ни единой лепты бросить к Алтарю Господню».

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

В 1867 году приходским попечительством было устроено училище при Тарбеевском волостном правлении, но в 1868 году училище было временно закрыто из-за неурожая хлеба, побитого градом. В 1869 году обучение в училище вновь возобновилось.

Село же Тарбеево было довольно большим. В 1779 году в нем было 26 дворов и около 250 жителей {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.15, 1853-1855.}. В начале XX века в селе проживало 350 жителей. Здесь был винокуренный завод, лавки и бойкая ярмарка.

В конце XIX - начале XX веков в торбеевском храме служил благочинный (с 1890 года) первого округа Сычевского уезда священник Петр Богдановский.

Самое крупное село Сычевского уезда начала XX века (до 800 жителей), а в середине XIX века 706 жителей (по X ревизии 1857 года), возможно, и довольно древнее - село Спасское. Однако, нынешнее название села - Спасское - более позднее. В конце XIX - начале XX веков, да и ранее, село именовалось Спасск. Свое название село получило от храма, освященного во имя Преображения Господня, а иначе Спаса. Известно, что один из первых храмов был построен в селе в 1660 году.

Каменный храм Преображения Господня с приделом во имя Божией Матери Одигитрии был построен в селе в 1795 году.

В 30-40-х годах XIX века в храме Преображения Господня служили священники Иосиф Уклонский, Алексий Белявский и Андрей Конакотин, а в 1860-х годах в храме служил священник Михаил Лелюхин.

В 1887 году сельский церковный староста крестьянин Алексей Иванов пожертвовал 300 рублей на окраску наружных стен храма и колокольни, ремонт крыши, главы, шпиля на колокольне. Для этих же работ, прихожанами было пожертвовано 140 рублей 14 копеек.

В начале XIX века село Спасск (Спасское) принадлежало графу, генерал-фельдмаршалу (1807г.) Ивану Васильевичу Гудовичу (1741-1820). В русско-турецкую войну 1787-1791 г.г., командуя корпусом, 14.9.1789 года овладел Хажибеем, а 22.6.1791 года Анапой. В русско-турецкую войну 1806-1812 годов, И.В. Гудович - главнокомандующий русскими войсками на Кавказе. 18.6.1807 года одержал победу над турецкими войсками на реке Арпачай {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.11, Л.8, 1779.}. После его смерти село Спасск перешло к его сыну - графу Кириллу Ивановичу Гудовичу.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

В мае 1828 года село Спасское приобретает Анастасия Михайловна Олонкина. К этому времени, кроме упомянутого храма, в селе было еще две деревянные церкви: первая - во имя Перображения Господня с отдельным приделом образа Божией Матери избавления скорбящих, вторая - кладбищенская во имя Праведного Лазаря. В том же 1828 году Анастасия Михайловна обращается к Государю императору и Святейшему Синоду с прошением о строительстве новой каменной церкви на свои средства, вместо двух деревянных, «...пришедших в крайнюю ветхость». В конце года Олонкина получает разрешение. Долгих девять лет возводили храм и в 1838 году в голубое небо Смоленщины величаво взметнулись православные кресты на церковных куполах. Новый храм был освящен во имя Всемилостивого Спаса.

Любопытно другое. Помещица приобретает село. Свои средства она могла бы использовать на устройство, расширение своей усадьбы, приобретение новых земель, деревень с крестьянами... Так нет же. Храм! Храм на первом месте. Что это покаяние, вера или загадка русской души? Какую цену имеет душа человека? Анастасия Михайловна, будучи женщиной богомольной, следовала заповеди Господа Иисуса Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Все сокровища мира - ничто в сравнении с ценой души! Ведь душа бессмертна: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин. 3, 36).

Пусть не все шло гладко в строительстве этого храма (судя по срокам), пусть медленно, но шло. И храм был воздвигнут. С тех времен прошло более 170 лет. Много поколений сменилось на нашей земле, но осталась неизменной Россия, а мы русские... А найдется ли сейчас хоть один русский купец, по современному предприниматель, который вот так, за свой счет построил или восстановил храм? В Сычевском районе, увы, таких нет. Что это загадка русской души? Да и русской ли? Осталось ли в нас хоть малая толика того характера, отличающего русского от всего остального мира? Нельзя не согласиться со словами Преподобного Иосифа Оптинского: «Много есть плачущих, но не о том, о чем нужно».

А Анастасия Михайловна Олонкина ушла из жизни в 1855 году.

В 60-е годы XIX века селом владела помещица Меланья Петровна Ондогурова. При храме была открыта церковноприходская школа, в которой в 1884 году обучалось 19 мальчиков.

В начале XX века в самом большом селе Сычевского уезда - селе Спасском было три церкви. Ежегодно в селе собиралось четыре ярмарки. Жизнь продолжалась... А в одной из церквей села продолжал служить священник М. Медведков...

Несколько лет назад я был в деревне Никитье и попросил местных жителей деревни показать мне место, где когда-то стояла церковь. Увы, кроме удивленных взглядов и пожимания плечами, ничего выяснить не удалось. А ведь на протяжении более столетия в селе Никитье возвышалась прекрасная церковь, освященная во имя Одигитрии Божией Матери. Долгое время, до конца 30-х годов XIX века, настоятелем этого храма был священник Тимофей Протопопов. В 1840-х годах в этой церкви служил священник Стефан Смирягин. В начале XIX века Никитье было вотчиной гвардии штаб-капитана Ивана Нарышкина. После его смерти, его жена в 1852 году продала имение Никитье князю Дмитрию Алексеевичу Лобанову-Ростовскому {В.Федорченко, «Дворянские роды, прославившие Отечество», М., «Олма-пресс», 2004, стр.122.}.

В 1868 году в селе Никитье открылось приходское попечительство под председательством штабс-ротмистра Кардо-Сысоева. Спустя три года председателем попечительства стал священник Алексей Некрасов. В задачи попечительства входило оказание помощи церкви, выплата пособий причту и поддержка церковно-приходской школы, открытой в 1879 году священником Алексеем Некрасовым. Церковно-приходская школа размещалась вблизи церкви в помещении, построенном прихожанами. Школа была одноклассная, которую посещали 30-40 мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 14 лет. Священник церкви о. Алексий обучал детей Закону Божьему безвозмездно. По прочим предметам детей обучал Лавр Ершов за 30 рублей в год, (по 1885 год), а с 1885 года учитель - псаломщик Иван Смирягин. В школе изучались следующие предметы: чтение славянское и русское, Закон Божий, письмо, арифметика, русская грамматика, церковное пение. Пению обучал псаломщик Евлампий Воротылин за 10 рублей в год. Сам же он, вместе с детьми, пел в церковном хоре.

Постоянным источником средств попечительства служили членские взносы. Кроме того, осуществлялся «сбор в кружку» непосредственно в церкви и по приходу. За период с 1882 года по 1885 год попечительством было собрано 230 рублей 90 копеек. Большая часть этих средств была израсходована на содержание школы. Для церкви было приобретено новое Евангелие от московского фабриканта Ситова, а также устроены «сени над престолом» {СЕВ, 1887, № 16, стр.749-751.}. К 1892 году попечительство состояло из 129 членов под председательством священника Алексея Некрасова. На средства попечительства в 1890 году прихожанами была приобретена икона в киоте святого Александра Невского «...в память чудесного спасения Государя Императора и Его Семейства при крушении поезда» {СЕВ, 1893, №3, стр.128-131.}. В 1891 году собранные средства попечительства были израсходованы на обновление внутренней росписи и наружной окраски предельного храма.

И в начале XX века в селе служил священник Алексий Петрович Некрасов. Родился о. Алексий в селе Воскресенском 19 мая 1847 года. Образование получил в Бельском духовном училище и Смоленской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1869 году был рукоположен в священники села Никитье. Как говорили о нем сослуживцы -«...попал в место «сдаточное» - село бедное» {СЕВ, 1914, № 11, стр. 401.}. Но вскоре, о. Алексий заслужил уважение сослуживцев и прихожан, которые за дела его прозвали «хлопотуном». В 1906 году он вышел за штат, а место его занял сын - Виктор Некрасов, окончивший Смоленскую духовную семинарию. Алексей Петрович жил у сына, помогая в церковных делах. Но в 1908 году его «разбил паралич». 12 января 1914 года после тяжелой и продолжительной болезни священник Алексей Петрович Некрасов умер.

Сейчас это большое село в нескольких километрах от Днепра называется Днепровское. Так оно стало называться с 1958 года. В период с 1935 по 1958 годы оно называлось Андреевское. Более раннее, историческое название села - Воскресенское. Свое название село получило от храма во имя Обновления храма Воскресения Христова, который был в селе уже в середине XVIII века, когда село Воскресенское было вотчиной князей Долгоруких. В 1762 году в Воскресенской вотчине произошло крупное выступление крестьян. В вотчину были введены войска. Ни уговоры и увещевания, ни кнут на восставших не действовали. Тогда восставшие крестьяне были расстреляны из пушек. О выступлении крестьян в селе Воскресенском был издан специальный указ Ее Императорского Величества.

В конце XVIII века в Воскресенском храме служил священник Исай Ефимов. В начале XIX века настоятелем Воскресенского храма был благочинный иерей Михаил Плаксин. В 20-х годах XIX века в том же храме служил священник Григорий Алексеев. В 1830-40-е годы в храме служили священники Петр Глебов, Иаков Барсов и Алексий Баронов, а в 50-х годах настоятелем храма был Иоанн Ильинский. В 1890-х годах настоятелем воскресенского храма был священник Владимир Мясоедов, который входил в состав правления Бельского духовного училища и был заведующим воскресенской школы.

Пожертвования на воскресенский храм были не редкостью. Наиболее крупное было сделано в 1891 году, когда прихожане на устройство нового иконостаса пожертвовали храму 3459 рублей.

В начале XX века в селе Воскресенском проживало около 600 жителей. Здесь была земская школа, почтовое отделение. В период с 13 по 15 сентября в селе шумела, торговала большая ежегодная ярмарка. Постоянно торговали 36 лавок и каменные церковные ряды {ГАСО, ВФ, Ф.16, Оп.1, Св.1, Д.6, Л.127, 1852.}. В храме же служил (до 1918 года) священник Алексей Афанасьев. В Воскресенский храм приходили крестьяне и из соседнего Бельского уезда, деревень Слепцово и Уследнево.

В двух километрах от автотрассы Вязьма - Сычёвка есть небольшая деревня с названием Мозжерово. Некогда это было довольно большое село.

В XVIII веке в этом селе был освящен храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В 20-е годы XIX века настоятелем сельского храма был священник Иаков Степанов. В 1830-50 годах настоятелем мозжеровского храма был священник Иоанн Георгиевич Потемкин, а вместе с ним в храме служили дьячок Семен Касаткин и пономарь Петр Морозов.

В 1859 году, после окончания Смоленской духовной семинарии, Иаков Андреевич Попов был рукоположен в священники села Мозжерово. Долгих 38 лет служил о. Иаков в селе. В течении 15 лет он был благочинным 2 округа Сычевского уезда. Хмурым осенним утром, 4 октября 1911 года, находясь за штатом, на 79 году жизни, священник Иаков Андреевич Попов умер {СЕВ, 1911,№21, стр. 753.}.

В 1895 году в храме был обновлен иконостас. Деньги на эти работы, в размере 300 рублей, пожертвовал крестьянин села Мозжерова Козьма Игнатьев {СЕВ, 1895, № 8, стр.313.}. Он же, в 1899 году, пожертвовал на храм еще 250 рублей.

Последним дореволюционным священником села Мозжерово был о. Иосиф Эльманович.

В живописном месте на левом березу реки Вазузы, образующей здесь большую излучину, раскинулось древнее село Липецы. Не знаю, кто и когда придумал именно такое написание названия села, но более двух веков оно именовалось как Липицы. До 1700 года оно называлось Станино. Еще в 1600 году в селе был построен деревянный храм, освященный во имя Преображения Господня.

В первой половине XVIII века имение в селе принадлежало Грибоедовым, а в 1776 году оно перешло к лейб-гвардии поручику Александру Федоровичу Хомякову - родственнику Грибоедовых. На средства Александра Федоровича в 1797 году, в селе был построен новый каменный храм во имя Преображения Господня с двумя приделами: во имя Святителя Николая Чудотворца и Святого архидиакона Стефана.

Храм был построен в стиле раннего классицизма. Обычная для XVIII века трехчастная система: храм с апсидой, трапезная, колокольня. Архитектурная особенность храма заключается в том, что апсида храма прямоугольная, в отличии от классической полукруглой, а иногда граненой. Над, примыкающими к трапезной двумя приделами, возвышаются четырехгранные колокольни со сквозными арками, высокими кровлями со шпилями. Позже храм был богато украшен сыном Александра Федоровича ктитором Степаном Александровичем Хомяковым. Роспись интерьера исполнена в конце XVIII - начале XIX веков. Высокий четырехъярусный иконостас в форме триумфальной арки, выполненный в стиле классицизма. Над иконостасом «Новозаветная Троица», как и изображения евангелистов, выполнены в стиле барокко. Между пилонами размещены царские врата.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

С середины XIX века владельцем имения становится Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860 г.г.), поэт, драматург, критик, а затем его сын Николай Алексеевич Хомяков, председатель Государственной Думы.

В 1884 году Николай Хомяков для храма пожертвовал икону в золоченой раме Святой мученицы Наталии, стоимостью в 150 рублей.

Современники Н.А. Хомякова отмечали, что в имении было образцовое хозяйство. В доме же находился богатый архив и библиотека поэта А.С. Хомякова.

С 20-х по 40-е годы XIX века настоятелем липицкого храма был священник Алексей Иоанович Смирягин, человек с непростой судьбой. В Отечественную войну 1812 года, Алексей Смирягин, будучи пономарем церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы села Савенок, организовал партизанский отряд. Под его руководством крестьяне в бою с французским отрядом отбили у неприятеля офицерскую карту России и знак Почетного Легиона. За эти мужественные боевые действия пономарь Алексей Смирягин был награжден военным орденом (с 1913 года назывался Георгиевским крестом). Спустя 40 лет, в 1852 году, в имении Липицы произошло крестьянское волнение. В возмущении крестьян был обвинен священник Алексей Смирягин, который в 1854 году был отстранен от службы {И.И. Орловский, «Краткая география Смоленской области», См., 1907, стр.176.}. К сожалению, судьба этого мужественного человека до конца не известна.

В 50-х годах XIX века вместе со священником А. Смирягиным при храме были два причетника: дьякон Михаил Кузнецов и пономарь Иван Зверев. А в селе Савенок, где некогда служил Алексей Иоаннович Смирягин, продолжала службу династия священников Смирягиных. В 20-30-х годах XIX века здесь служил отец Алексея - Иоанн Смирягин, а в 1840-х годах Косьма Смирягин.

В начале XX века настоятелем липицкого храма был священник Дмитрий Санковский. 8 января 1914 года «...за отлично хорошее поведение и усердную службу» он был награжден набедренником. Вместе с о. Дмитрием в храме служил и священник Сергей Яблонский.

Село же Савенок в середине XIX века принадлежало генерал-адьютанту Александру Мансурову. К этому времени в селе было два каменных храма. В 1874 году из села Ивановского в село Савенок был переведен священник Дмитрий Белявский. Стараниями этого священника к одному из храмов была сделана пристройка для алтаря. В результате храм расширился, что позволило вместить всех молящихся. Храм был двухпрестольный, но стал однопрестольный во имя Божией Матери Утоли моя печали.

Оба сельских храма были довольно бедны, однако, благодаря стараниям настоятеля храма о. Дмитрия Белявского оба храма «обоготились священною утварью». В числе многих приобретенных вещей и книг, была плащаница стоимостью 150 рублей. Вскоре, храмы «...по своему благолепию и количеству священных предметов, могли считаться по истине очень и очень приличными для сельского храма» {СЕВ, 1895, №6, стр.256.}. Кроме того, стены и потолок церкви во имя Божией Матери Утоли моя печали были заново расписаны священными изображениями и для храма был приобретен колокол весом в 96 пудов (1572,5 кг). Из приходских мальчиков и девочек о. Дмитрий организовал церковный хор, в котором пели до 15 человек.

Как и в селе Ивановском, священник Белявский организовал занятия грамотности с сельскими детьми. Занятия проходили в доме священника. А в 1893 году под руководством о. Дмитрия началось строительство каменного двухэтажного здания под училище. Осталось произвести внутренние отделочные работы, но 27 февраля 1895 года на 67 году жизни священник Дмитрий Белявский скончался. Погребение о. Дмитрия совершали 12 священников при участии 4 дьяконов. Похоронен священник был в селе Ивановском, куда тело священника, 7 верст, на своих плечах несли прихожане. За свою добросовестную службу благочинный священник Дмитрий Белявский был награжден набедренником, бронзовым крестом в память войны 1854-1856 годов, скуфьею, камилавкою и наперстным крестом.

Какими же были деревянные церкви XVIII века? По сравнению с веком XVII внешний вид деревянных церквей изменился. В плане церкви представляли собой крест. Причем, встречались различные варианты. Строились церкви в виде четырех прирубов, установленных крестообразно. Северный, восточный и южный прирубы имели граненые формы. Западный же был прямоугольный. Это одна разновидность. Вторая разновидность построения деревянных храмов заключалась в том, что церкви состояли не из четырех, а из трех прирубов. Располагались прирубы с запада на восток. Западный прируб имел прямоугольную форму. Средний прируб также был прямоугольным, но шире западного и восточного. Восточный прируб имел граненую форму. Все церкви строились с разным числом глав. Были деревянные церкви еще одного, третьего типа, состоящие из четырех пятигранных прирубов. Прирубы перекрывались высокими шатрами с небольшими главками. В центре четверик с восьмигранным барабаном, который завершался главой. Иногда в центре шатровое завершение. Все типы церквей имеют характерную особенность; вокруг церкви устраивалась паперть (галерея) иногда и двухъярусная.

Минул и век XVIII, но и в наступившем XIX веке строительство храмов в Сычевском уезде не прекращалось. По статистическим данным на 1863 год в городе Сычевке и Сычевском уезде было 30 каменных и 23 деревянные церкви.

Кроме того, 4 каменные (из них две в городе Сычевке) и 2 деревянные часовни.

В 1803 году тайный советник, действительный камергер и кавалер орденов Алексей Васильевич Нарышкин обращается с просьбой построить каменный храм во имя Рождества Христова, « ...на пустоши Устье при сельце Стежнахе» {ГАСО, ВФ, Ф.8, Оп.1, Св.15, Д.133, 1854.}. Через некоторое время, был издан Указ Его Императорского Величества Александра I, из которого следовало, что «.. .разрешается построить оную церковь», но не каменную, а деревянную на каменном фундаменте. Уже очень давно нет сельца Стежнахи, но есть село Устье (в древности Николаевский погост), в котором был построен храм, освященный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Первым священником в храме был Иоанн Семенов. В приходе сел Устья и Субботники входили такие деревни, как Соколино (до построения в ней церкви), Ратово, Подберезье, Зазерьня (нынешняя деревня Зазерки), Ламоново, Прилепово, Пневка, Лихорадово, Глинная, Кресты, Поповка, Ветховозово и другие. Всего же в приходе было 55 деревень. В самом начале XIX века в приходе села Устье было 283 двора. В 1820-х годах приход села составлял 253 двора и 1440 душ мужского и 1540 душ женского пола. В это время в храме служили священники Максим Соколов и Яков Ершов. Но в 1822 году священник Максим Соколов умер, а Яков Ершов в 1825 году был переведен в село Середа. Вместо этих священников в храме села Устье служили священники Онисим Иоанов и Петр Чубаров.

В 1863 году из села Архангельского в село Устье был переведен священник Михаил Георгиевич Соколов. Время было очень не простое. После отмены крепостного права священник стоял между озлобленным помещиком и потерявшим голову от радости крестьянином, сдерживая их порывы. В селе Устье о. Михаил открыл школу и безвозмездно учил в ней детей.

В селе был еще один храм - ветхая кладбищенская церковь. Многие советовали продать эту ветхую церковь, как делали в некоторых других селах (Ильинское). Против продажи кладбищенской церкви был о. Михаил, заявляя, что не гоже оставлять могилы предков без храма. Напротив, надо отремонтировать кладбищенский храм. Собрав деньги с прихода, о. Михаил возглавил перестройку храма. В 1885 году кладбищенскую церковь освятили {СЕВ, 1889, № 7, стр. 339-343.}. В том же году священник Михаил Георгиевич Соколов был награжден камилавкою. 23 февраля 1889 года, на 71 году жизни умер священник Михаил Соколов.

В конце 1880-х годов настоятелем храма был священник Георгий Афонский.

На правом берегу реки Вазузы стоит село Соколино. Сейчас это довольно большое село, чего нельзя было сказать два с лишним века назад. В 1780 году в деревне насчитывалось всего 4 двора.

В 1847 году в селе была построена каменная Богоявленская церковь. Храм был построен в стиле позднего классицизма с присущей четкостью и геометризмом форм. К кубическому храму примыкают увенчанные фронтонами шестиколонные тосканские портики, а с запада двухъярусная колокольня. До настоящего времени в сводах храма сохранилась масляная живопись второй половины XIX века. В алтаре живопись воспроизводит «Тайную вечерю» Леонарда да Винчи.

В 1880-х годах настоятелем этого храма был священник Максим Соколов. До октябрьской революции 1917 года в соколинском храме служил священник Николай Назаревский, который до 9 июля 1915 года находился в должности Сычевского уездного благочинного.

ХРАМ БОГОЯВЛЕНИЯ, СЕЛО СОКОЛИНО
ХРАМ БОГОЯВЛЕНИЯ, СЕЛО СОКОЛИНО

15 сентября 1848 года Сычевский городничий подполковник и кавалер Петр Гаврилович Мацкевич получил известие с приглашением 19 сентября приехать в село Хлепень на освящение придельного храма во имя Страстной Божией Матери «.„которую особенно почитают жители города Вашего и Уезда...», - было сказано в послании {ГАСО, ВФ, Ф.53, Оп.1, Св.2, Д.266, 1812.}. Подписали приглашение все священнослужители села Хлепень: священник Василий Федорович Рубцов, дьякон Матвей Евдокимов и пономарь Феодор Максимов. Так, в присутствии многочисленных гостей, в сентябре 1848 года был освящен придел хлепенской церкови Покрова Пресвятой Богородицы. Данных о нахождении в селе Хлепень церквей более раннего периода пока не найдено, но то, что храмы в селе были намного ранее середины XIX века - безусловно. Можно с уверенностью утверждать, что храм (или даже храмы) в селе Хлепень были еще в XV веке.

В 1880-х годов настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы был священник Дмитрий Таиров.

У истоков реки Лосьмины, среди полей и перелесков, раскинулась деревня Бехтеево. Селом это поселение стало в 1863 году. Именно в этом году сюда был перенесен довольно старый, но еще крепкий деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Целью переноса и открытия храма в селении было желание Смоленского Епископа, Преосвященнейшего Антония создать светоч православной веры «среди самой гущи старообрядческих поселений». Был создан приход из 42 деревень, «почти сплошь населенных старообрядцами» {СЕВ, 1915, №21, стр. 748.}. Первым служителем этой церкви был священник Сергей Ковалев. В 80-х годах XIX века в храме служил священник Михаил Эльманович. Стараниями этого священника 7 ноября 1884 года при церкви была открыта церковно-приходская 2-х классная школа. К 1889 году школа размещалась в 2-х этажном деревянном здании на каменном фундаменте. На строительство здания для школы Губернский предводитель дворянства Н.А. Хомяков пожертвовал 700 рублей. Содержалась же школа на средства Священного Синода - 750 рублей в год. В 1896/1897 учебном году в Бехтеевской школе обучалось 121 мальчик и 10 девочек. Под руководством жены священника девочки, в свободное от учебы время, охотно занимались рукоделием: вязанием чулок, рукавичек, вышивкой узоров, плетением кружев. При школе было устроено общежитие для детей из отдаленных деревень, в котором проживало 67 учеников {«Смоленские епархиальные ведомости», 1897, № 4, стр. 197.}.

Но такое положение с приходскими школами было далеко не всегда и не везде. Участие и роль духовенства в вопросах образования сельских детей - огромна. К середине 1860-х годов положение с церковно-приходскими школами было удручающим; собственные помещения для школ отсутствовали. Не было помещений для ночлега детей из отдаленных деревень, а по этой причине учиться они не могли. Средств для приобретения книг и школьных принадлежностей, а так же для платы за отопление не хватало. Многие родители не желали обучать своих детей грамоте. Ученик имел возможность прерывать учение «когда вздумается», а поэтому учение не достигает своей цели. Священники были удалены от наставнических должностей. Система, методы преподавания, предметы, время обучения не зависели от священников. Все было отдано в руки чиновников, которые были далеки от заботы за сельскими школами.

Не мало усилий было приложено духовенством для исправления этих существенных недостатков. Вблизи церквей строились здания, предназначенные под сельские школы и училища. При каждом училище строился дом для детей из дальних деревень, а беднейшим выдавался хлеб из общественных магазинов. Был определен срок, до истечения которого ученик не имел права оставлять учебу. Все это было сделано старанием священнослужителей. Основная цель духовенства - религиозно - нравственное образование народа! Так, на март 1865 года по Смоленской Епархии было 751 училище при приходских церквях, где обучалось 12038 мальчиков и 470 девочек {СЕВ, 1865, №9, стр.155.}.

С 10 января 1897 года учителем в бехтеевскую школу был назначен Иван Беляев, а через два года еще и выпускник Смоленской духовной семинарии Александр Строганов. Помощником учителя была назначена Лидия Эльманович.

Вскоре храм обветшал полностью. Средств на строительство нового храма не было, так как приход был беден. Лишь в 1897 году началась заготовка материалов на новый каменный храм. Надеждам на обещанную финансовую поддержку одного из богатейших людей уезда, не суждено было сбыться, в связи с его смертью. Строительство храма началось только в 1901 году на средства в 2000 рублей, которые прислал протоиерей Кронштадский о. Иоанн Сергиев. В дальнейшем храм строился на средства прихожан и пожертвования благотворителей. В основном храм строился силами прихожан. Долгих 14 лет строился храм и 26 октября 1915 года он был освящен. Нужда в новом храме не позволила ожидать окончания строительства и ко дню освящения была не достроена колокольня, а из трех приделов был готов только средний. Освящение храма совершал благочинный о. Владимир Мясоедов в присутствии шести священников.

Современники начала XX века, посетившие эту церковь, отзывались о ней с восхищением и восторгом. Двухэтажный, прекрасно украшенный, с богатой, великолепной отделкой храм во имя Иоанна Предтечи, построенный в 1871 году в имении графа А.Д. Шереметьева в селе Высокое, не мог не вызывать превосходных чувств. Храм стоит на самом высоком месте усадьбы у крутого берега реки Вазузы. Проект церкви, как и всего усадебного ансамбля, был сделан известным архитектором Н.Л. Бенуа. Кирпичное здание пятиглавого храма с белокаменными деталями представляет собой образец русского стиля: к четверику храма с двумя рядами кокошников примыкает трапезная, а за ней трехъярусная колокольня. Некоторые архитектурные решения храма заимствованы из русского зодчества XVII века. До недавнего времени в храме сохранились фрагменты масляной росписи. Роспись стекол окон по рисункам Н.Л. Бенуа была изготовлена в Мюнхене на заводе «Русского живописца Сверчкова». Богатые иконостасы работы Г. Хоравского, а напрестольная сень - Г. Серебрякова. На колокольне были башенные часы, которые играли мелодию молитвы, переложенную М.А. Балакиревым для колоколов {«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», Смоленская область, М., «Наука», 2001, стр.493.}. По данным смоленского историка И.И. Орловского, в этом храме находилась икона, бывшая у главнокомандующего русской армией в Полтавском сражении генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева (1652- 1719 г.г), особо чтимая не только прихожанами церкви, но и всеми православными России {ГАСО, ВФ, Ф.53, Оп.2, Св.21, Л.707, 1848.}. Церковь в селе Высоком - непревзойденный памятник русского стиля.

За верную службу Отечеству 6 мая 1897 года настоятель высоковского храма протоиерей Иоанн Богоявленский, Высочайшим Указам Государя Императора был награжден орденом Святой Анны 2-ой степени.

ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

В 1888 году в селе была открыта церковно-приходская школа, которая в 1895 году была преобразована в 2-х классную. Школа размещалась в каменном 2-х этажном здании (в 1952 году был достроен третий этаж), принадлежащем графу А.Д. Шереметьеву. Он же платил жалование законоучителю - 120 рублей, учителю-дьякону - 120 рублей, псаломщику - 240 рублей. Кроме того, графом выделялись средства для приобретения учебников и книг для внеклассного чтения. Расходы на отопление и освещение школы так же оплачивал владелец села. В 1896\1897 учебном году в школе обучалось 110 мальчиков и 55 девочек. При школе имелся ночлежный приют {СЕВ, 1897, №4, стр. 197.}. В 1901 году Священный Синод отметил учителя высоковской школы, наградив его Библией.

В начале XX века в селе Высокое была богадельня, больница, почтово-телеграфное отделение, водопровод, а так же гордость графа - пожарная дружина. Все это содержалось на средства графа А.Д.Шереметьева.

Были ли ещё храмы в Сычёвском уезде? Да, были и не мало. Уже в начале XIX века возвышались купола в селах Немощенка, Никольское, Борисово, Селище, Чубарово, где настоятелем церкви в 1770-х годах был священник Захарий Тимофеев. К сожалению, ни точных дат строительства храмов в этих селах, ни их названий установить пока не удалось. Известно лишь, что в 20-х годах XIX века в селе Немощенка служил священник Иван Руженцев. Настоятелем церкви села Борисово был священник Игнатий Грибоедов.

В селе Селище, входящее во второй округ Сычевского уезда, был деревянный храм, освященный во имя Казанской Божией Матери, где в 1860-е годы служил священник Борис Соколов, а в 1880-е годы настоятелем сельского храма был священник Иоанн Дьяконов. Он же был в 1887 году утвержден в местную школу на должность законоучителя, а учительницей - Анастасия Ширяева, окончившая епархиальное женское училище. В 1895 году на ремонт этого храма старостой церкви крестьянином Дмитрием Петровым было пожертвовано 115 рублей. Еще 95 рублей было собрано прихожанами. В 1916 году старостой селищенской церкви был утвержден дворянин Иван Алексеевич Шеманский.

В селе Никольском в начале 1860-х годов настоятелем храма был священник Николай Михайлович Зверев, являясь и уездным благочинным.

Были храмы в селах Богоявленском, Рождественском, входящие в 3-ий округ Сычевского уезда.

В селе Богоявленском находился каменный храм, освященный во имя Богоявления Господня. В 1887 году приходским попечительством села Богоявленского было пожертвовано 236 рублей 72 копейки на ремонт храма: окраску крыши и наружных стен. В начале XX века настоятелем храма села Богоявленского, был священник Григорий Попов, который 6 мая 1916 года был награжден камилавкою. Церковным старостой церкви Богоявления, а отсюда и название села, в том же 1916 году был утвержден (на 15 трехлетие подряд!) потомственный дворянин Иван Григорьевич Ломоносов, но 16 мая 1916 года он умер.

Таковы были православные храмы в Сычевском уезде. Часто можно слышать вопрос - отчего в уезде было столько церквей, а до наших дней сохранились единицы? Главнейшая причина уничтожения православных храмов - войны. Уничтожались церкви, а с ними и православие на Руси в русско-польские войны. Осквернялись и горели храмы и в Отечественную войну 1812 года. «Даже и храмы божии не оставались без ограбления », - писал в своем рапорте сычевский уездный предводитель дворянства Н.М. Нахимов главнокомандующему русской армии М.И. Кутузову 3 сентября 1812 года. Да, храмы грабились, в них устраивались конюшни, а святые иконы использовались вместо разделочных досок... Однако, все это несравнимо с оголтелым варварством немецко-фашистских войск в период Великой Отечественной войны. «Крушение очагов славянской культуры - есть форма крушения нации», - провозглашал Гитлер. Летом 1944 года им был подписан план по уничтожению очагов славянской культуры. И хотя план был подписан только на четвертый год войны, его выполнение осуществлялось с первого дня. В местах наиболее ожесточенных боев не сохранялось ничего. Зачастую, высокие храмы, построенные на возвышенных местах, использовались как тактические ориентиры, а посему так же уничтожались армиями обеих сторон.

Немногим ранее, в 1920 -1930 годы, большинство храмов было закрыто и некоторые разобраны жителями окрестных деревень, как церковь в селе Писково. Так уж устроена загадочная русская душа. «От любви до ненависти - один шаг», -это о нас, о русских. Мы не любим, не воспринимаем, не можем терпеть полутонов. Для нас, или любить до самозабвения, или... Так и превращались, да и по сей день остаются православные храмы мастерскими, складами удобрений и прочее, прочее. И по сей день, многие храмы наши православные стоят обескрещенные, взывая обездверенными ртами проемов и с укором глядя на нас пустыми глазницами окон.

По тротуару, не спеша шел молодой мужчина, ведя за руку сынишку лет пяти. Неожиданно мальчик остановился и, указывая тоненьким пальчиком на вновь выстроенный, величаво возвышающийся златоглавый храм, спросил:
- Папа, а здесь что Боженька живет?
Отец, обескураженный неожиданным вопросом сына, ответил:
- Да, сынок, - и ласково посмотрел на кроху.
- Хочу к Боженьке в гости, - настойчиво сказал малыш.
-... ?
Видя растерянность на лице отца, мальчик улыбнулся, посмотрел отцу в глаза тем добрым, детским наивным взглядом, на который способен только ребенок, и нежно прошептал:
- Пошли, папа, - и, держа отца за руку, выступая вперед, быстрыми шажками направился к храму.
Глядя на эту, случайно подмеченную сцену, я вдруг подумал: «Все у нас в России будет хорошо. Мы выздоравливаем».

Вернуться к книге
В. Б. КАПЛИНСКИЙ
Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии

Обсуждение

blog comments powered by Disqus