СЕЛЬСКИЕ ХРАМЫ (часть 2)

Последнее упоминание об этом очень древнем селе относится к 1950 году. Прошло немногим более полвека и на месте большого торгового села Днепрово не осталось ровным счетом ничего. До нас не дошли сведения о том, были ли православные храмы в этом селе до XVIII века. Можно с абсолютной уверенностью сказать, что были. И вот почему. Во-первых, село Днепрово очень древнее, расположенное на волоке из реки Обши, в реку Вазузу. Удобное местоположение его служило складом товаров, идущих с востока на запад и обратно. Во-вторых, на картах XVII века село Днепрово указано, как город Днепровск, а в городе должен был быть храм и возможно, не один. Однако, сведений о днепровских храмах XVII века не сохранилось.

А вот что писал в середине XVI века Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московских делах», изданных в Вене в 1557 году: «В том же лесу... есть селение Днепровское (имеется в виду Днепрово - В.К.), около которого начинается Борисфен, называемый тамошними жителями Днепром, а мы его поныне называем Борисфеном. Невдалеке от этого места находится монастырь Святой Троицы, где начинается другая река, больше первой, называемая уменьшительным именем Днепреца (имеется в виду приток Днепра - Днепрец). Но обе эти реки сливаются вместе... здесь грузят на корабли товары московитов и хлоповцев и отвозят их в Литву, купцы обычно заезжают там в монастырь, словно в гостиницу...» Следовательно, по словам австрийского посла на Руси, вблизи села Днепрово уже в середине XVI века был монастырь Святой Троицы!

Достоверно известно, что в 1715 году в этом селе была построена деревянная церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Средства на строительстве храма пожертвовал смоленский шляхтич Иван Михайлович Кашенцев.

До 1780 года в этом сельском храме служил священник Парфенов, который в 1780 году был «разбойно убит крестьянами». В начале XIX века в храме служил священник Филипп Барсов. В 1830-е годы в селе был построен каменный храм в стиле позднего классицизма. Новый храм, как и прежний был освящен во имя иконы Божией Матери Одигитрии. В 40-е годы того же столетия настоятелем храма был священник Стефан Лебедев. В начале XIX века село Днепрово принадлежало прапорщику Петру Кашенцеву и его брату Александру Кашенцеву {ГАСО, ВФ, Ф.53, Оп.1, Св.22, Д.266, 1812.}.

Нет на современных топографических картах села, на берегу тихой Вазузы, с названием Егорье, два столетия назад называемое Егорьевское. Исчезло село в конце 60-х годов прошлого столетия. Однако, невольно испытываешь некий трепет, прикасаясь к истории села, а сейчас места, где оно находилось. И вот почему.

Год 1015. «Глеб из Мурома почему-то отправился в Киев кружным путем через Смоленск». Он поехал не прямо по рекам через Северскую землю, а на север к Волге. Сначала Глеб ехал верхом на лошади, но около устья реки Тмы конь споткнулся, и Глеб, падая, вывихнул себе ногу. Потом он сел в «насад» и поехал по Волге до Зубцева, а оттуда по реке Вазузе до того места, где расположено село Егорье Сычевского района. Отсюда по старому волоку добрался до Днепра у села Волочек. Дальше Глеб ехал вниз по Днепру до Смоленска. «И яко приде к Смоленску..» {Д.П.Маковский, «Смоленск с древних времен до XVIII века», Вып.1, ОГИЗ, 1948, стр.15.} Да, речь идет о последнем пути Святого Глеба, князя муромского, сына киевского князя Владимира Святославовича, обманным путем заманенного в Киев и убитому под Смоленском по приказу Святополка I.

В селе же Егорье в 1720 году дворянами Иваном Ильичом и Иваном Борисовичем Рачинскими был построен деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия. В начале XIX века в храме служили священники Евтропий Сергеев и Федор Чубаров, а в 1840-х годах священник Михаил Федотов, дьячок Василий Зысков и пономарь Федор Соколов. В 1850-х годах настоятелем егорьевского храма был священник Дмитрий Алексеевич Ельманович. Он же являлся сычевским уездным благочинным.

В 1880-х годах настоятелем храма села Егорьевское был священник Василий Смирнов. Часть крестьян Егорьевской волости (деревни Федьково, Мельниково, Высоково, Колыгино, Гришково) были приписаны к приходу села Побохово, Вяземского уезда.

Год 1730. В селе Кислово освящен новый деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен на средства Ивана Федоровича Ромадановского - владельца этого села {Иеромонах Даниил, «Вязьма», М., 1997, стр.169.}. Позже, во второй половине XVIII века, селом владел Никита Иванович Панин.

В 30-х годах XIX века в сельском храме служил священник Андрей Соколов. Давно не существует этого храма, как, впрочем, и села Новодугинского района, прекратившего свое существование в 1968 году.

В восьми километрах севернее города Сычевки когда-то было большое село с названием Богданово. Упоминается это село ещё в XVII веке, «...село Богданово у речки Каменцы...» в XVII веке принадлежало стольнику Ивану Кирилловичу Нарышкину, убитому стрельцами в Москве в 1682 году. В конце XVII - начале XVIII веков в селе была построена церковь, освященная во имя Святыя и Живоначальныя Троицы с приделом во имя Святого пророка Ильи. В народе эту церковь называли Духовская. Церковный причт состоял из двух священников Мины Иларионова и Стефана Васильева, дьякона Игнатия Иларионова, пономаря Тимофея Максимова и церковника Гавриила Семенова. В 1742 году «.. .по челобитью вдовы стольника Ивана Нарышкина, Анастасии Александровой» (владелицы села) Гавриил Семенов был посвящен в дьяконы {СЕВ, 1887, №2, стр. 86}. В 1746 году священник Мина Иларионов умирает. По прошению Анастасии Нарышкиной, дьякон Гавриил Семенов был рукоположен в священники и занял место покойного священника Мины Иларионова. В середине 1740-х годов в приходе Богдановского храма было 189 дворов. В 1765 году настоятеля сельского храма священника Гавриила Семенова, сменил священник Петр Стефанов. В 1820-х годах в этой церкви служил священник Павел Соколов. В 1840-х годах настоятелем храма был Иоанн Алмазов, а причетником дьячок Иоанн Нечаев.

В ночь с 14 на 15 июля 1875 года в селе сгорела церковь. В огне погибли все церковные документы и «...памятники древности». По случившемуся пожару дознание проводил благочинный Сычевского уезда священник села Ильинского Иаков Брянцев. Дознание пришло к выводу, что пожар случился «.. .от неизвестной причины» {СЕВ, 1882, №23, стр.714.}. По поводу утраты прихожанами церкви, вышел Указ Смоленской Консистории № 6709 от 9 августа того же года. В соответствии с этим Указом, сельскому священнику предписывалось узнать мнение прихожан о строительстве новой церкви. Прихожанам предлагалось выбрать - строить каменную церковь или деревянную на каменном фундаменте. 2 сентября 1875 года прихожане приняли решение строить деревянный храм на каменном фундаменте и построить его в течении одного года. При этом прихожане обязались пожертвовать по 2 рубля каждый. Одновременно они обратились с просьбой купить не использующуюся деревянную церковь.

Для восстановления церкви был создан комитет по строительству, который возглавлял священник Иаков Брянцев. В состав комитета входил и приходский священник Медведков, который активно участвовал в воссоздании храма. Решением Смоленской Духовной Консистории Богдановская церковь, на время строительства, была освобождена от взносов на «духовноучебные заведения».

В начале зимы 1875 года в селе Середа за 350 рублей была куплена деревянная церковь, перевезенная и установленная силами прихожан на том же месте, где стояла старая. Был использован не поврежденный огнем старый каменный фундамент. Все ветхое, гнилое в здании храма было заменено. Позже была перевезена и установлена колокольня. Здание храма было обшито новым тесом. Крыша покрыта железом и окрашена белилами и медянкою. Роспись иконостаса и храма выполнял ржевский живописец Петр Зуев. Переливка колоколов осуществлялась в городе Вязьме. Указом Смоленской Консистории № 6944 от 19 августа 1876 года было дано разрешение на освящение храма. Освящение храма с одним престолом во имя Сошествия Святаго Духа состоялось 20 сентября 1876 года. Через четыре года был устроен второй придел во имя Святого Пророка Ильи, который был освящен 22 сентября 1881 года. Так, спустя шесть лет после пожара, в селе Богданово была «...устроена почти новая, очень благовидная церковь» {СЕВ, 1882, №23, стр.716.}.

Всего на устройство нового храма было затрачено более 4000 рублей. Наиболее крупные пожертвования на храм поступили от церковного старосты - крестьянина деревни Лопатка Адриана Михайлова, который внес 1218 рублей 30 копеек. Сборщики пожертвований на храм внесли личные деньги: Антон Егоров - 1254 рубля и Филипп Лавров - 200 рублей. Прихожанами церкви было пожертвовано 459 рублей 60 копеек. Еще 107 рублей 40 копеек поступило от приходского попечительства. Всем миром сгоревший храм был восстановлен в кратчайшие сроки.

В 1880-х годах настоятелем этого храма был священник Дмитрий Макаревский, которого сменил священник Павел Грибоедов. Именно его стараниями, в 1886 году при храме была открыта церковно-приходская школа {СЕВ, 1891, № 3, стр.620-626.}. 3 февраля 1887 года в должность учительницы школы была утверждена жена священника Вера Макаревская.

И в дальнейшем не редки были пожертвования на храм в селе Богданово. Так, в 1899 году крестьянин деревни Свиноройка Дмитрий Кузьмич Капралов пожертвовал на храм 100 рублей, а купец Александр Александрович Синягин пожертвовал 10000 штук кирпича и 10 саженей дров, на сумму 200 рублей.

Многих хозяев видело село Богданово. После Нарышкиных Богданово принадлежало князю Голицыну, затем Грибоедовой, затем Римскому-Корсакову. В начале XIX века частью села владел гвардии подпоручик Николай Нарышкин, а второй частью - дочь статского советника князя Андрея Оболенского Екатерина. В последующем селом Богданово владели помещики Геннади, Иванов, княгиня Урусова. Последним владельцем села был сычёвский купец А.А. Синягин {И.И.Орловский, указанное сочинение, стр.176.}. В храме же до октябрьской революции служил священник Дмитрий Макаревский.

В настоящее время храма, как, впрочем, и села, не существует и даже место его нахождения отыскать сложно.

Это село находилось в 25 верстах северо-восточнее города Сычевки при впадении реки Песочни в реку Гжать. Название село получило по названию реки - Песочня, бывшего Сычевского уезда, а ныне Гагаринского района. Село Песочня очень древнее и существовало еще в XVII веке. По преданию в XVII веке через село проходили польские войска и дотла сожгли его. Некоторое время место нахождения села оставалось пустошью. Но поселение возродилось. Через него шла дорога из Гжатска на Сережанскую пристань (г. Зубцов). До 1692 года в селе жили государственные крестьяне, которые были подарены боярам Нарышкиным, а затем перешли к князю Щербатову и от него к графу Зубову.

В первой половине XVIII века в селе был одноэтажный однопрестольный деревянный храм во имя честного Креста Господня. Настоятелем храма был священник о.Иоанн, у которого было два сына, служившие в том же храме, где и их отец. В 1770-е годы в храме служил священник Петр Иоаннов. С 1780 года по 1809 год служил священник Симеон Иоаннов.

В 1777 году был построен придел во имя Одигитрии Божией Матери. Через год, от неосторожного обращения с огнем, храм сгорел. Но уже в следующем году на пожертвования прихожан был построен новый храм на высоком берегу реки Гжати. Храм был срублен из елового леса, как и колокольня с 4 колоколами. В храме иконы размещались в 6 ярусов по 10 икон в каждом ряду. По словам очевидцев, некоторые иконы были написаны в Византийском стиле {«Смоленские епархиальные ведомости», 1886,№ 17}. В период с 1809 года по 1813 год в храме служил священник Иоанн Григорьев, который ранее был в этом храме дьяконом. Священника Иоанна в 1814 году сменил священник Андрей Леонов, который служил в сельском храме до самой смерти в 1825 году. На смену умершему священнику пришел его зять священник Иоанн Качевский, который до своей кончины в 1842 году служил в церкви. В последующем в песочнинском храме служили священники Василий Орлов, Николай Соколов (брат - его Петр Александрович Соколов, выпускник Смоленской духовной семинарии, с 1867 года был учителем в этом же селе), Федор Соколов. В 1879 году рукоположен в священники села Песочни Александр Михайлович Зыков. О. Александр преподавал в сельской школе Закон Божий и считался одним из деятельных и аккуратных священников. В 1894 году он стал благочинным 1 округа Сычевского уезда. В дальнейшем о. Александр был перемещен в город Вязьму где был настоятелем Богоявленской церкви. В городе Вязьме Зыков прослужил еще 17 лет. 19 июня 1916 года, на 64 году жизни, священник Александр Михайлович Зыков умер в городе Вязьме {СЕВ, 1916, № 15, стр. 343-346.}.

В 1871 году гжатским купцом Камышевым храму было подарено Евангелие большого формата с серебренными досками. Прихожане очень заботливо относились к своей церкви, жертвуя и без того скудные крестьянские гроши во благо ее. На ремонт и окраску крыши церкви и колокольни в 1887 году ими было пожертвовано 95 рублей.

В 1882 году священником Александром Зыковым была срублена изба для приходской школы, которая открылась в тот же год. В приходе храма находилось 18 деревень. В конце XIX - начале XX веков в сельском храме служил благочинный третьего округа священник Александр Зыков и священник Иоанн Волочков, награжденный скуфьею в 1901 году.

Последним священником сельского храма (до 1917 года) был священник Иоанн Пласкин. 15 апреля 1916 года, за свои труды, о. Иоанн был награжден набедренником {СЕВ, 1916, № 10, стр. 256.}.

Вряд ли припомнят даже старожилы село Сычевского уезда с названием Георгиевское (не путать с Григорьевским, бывшего Вяземского уезда, а ныне Новодугинского района). Очень давно не стало этого села. Однако, в 1731 году в этом селе был построен деревянный храм во имя Божией Матери Одигитрии с приделом во имя Святого великомученика Георгия. Вероятнее всего по названию храма, а точнее придела во имя Георгия и получило свое название село - Георгиевское. В тот период село было вотчиной Сергея Васильевича Поздеева. Именно на его средства и был построен храм.

Написание названия этого села Сычевского уезда, встречается двояко: Гривы и Грива. По преданию существовало более древнее село с называнием Щетниково. Находилось оно на левом берегу реки Вазуза в 2-х верстах от будущего расположения села Грива. Последнее название исчезнувшего в 1950 году села - Грива. В XVIII веке это село было вотчиной князей Шаховских.

В селе была кладбищенская церковь, а в 1732 году на средства княгини Параскевы Петровны Шаховской в селе был построен деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Первым священником храма был о. Исайя. В 1750-х годах этот храм сгорел. Чертежей и описания сгоревшего храма не сохранилось, но, судя по очень большим иконам из иконостаса (по словам очевидцев), спасенных из огня, храм был довольно высокий и вместительный. Ровно через полвека со времени освящения первого храма, в 1782 году, вместо деревянного храма был построен новый каменный, освященный также во имя Святителя и Чудотворца Николая. Храм был длиной 36 аршин (25,6 м), шириной 14 аршин (9,95 м) и около 40 аршин (28,4 м) высотой. Рядом с храмом размещалась каменная колокольня высотой около 35 аршин (24,9 м) с 6 колоколами, наибольший из которых весом в 70 пудов (1150 кг) {СЕВ, № 12, стр. 576.}. Средства на строительство каменного храма пожертвовала княгиня Мария Андреевна Шаховская.

До 1790 года в храме служили священники Захарий, Иоанн и Трифон. В 1812 году во время «моровой язвы» умерли священники гривского храма Иосиф Тимофеев, Иоанн Михаловский, Кондрат Смирягин. С 1813 год по 1827 год в храме служил священник Василий Овсянников, который, по отзывам современников, был малоученый, но добрый, «соседственный муж». Вместе с ним (с 1813 года) служил священник Александр Кузнецов. Зимой 1829 года, возвращаясь из Гжатска, он ночью сбился с дороги и замерз вблизи села Савенок. Третьим священником храма был Иоанн Лебедев (с 1813 года по 1835 год), человек образованный, твердого характера. Поставив задачу поднять нравственность прихода, был строг к себе и другим.

В приходе храма было до 1500 прихожан, которые не могли поместиться в храме. С 1838 года с благословения Преосвященнейшего Епископа Тимофея и на средства прихожан стал строиться придел во имя Тихвинской Божией Матери, который был освящен в феврале 1848 года. Главный храм имел величественный иконостас в 5 ярусов. В приделе был иконостас вяземской работы. Как отмечали очевидцы: «Иконы весьма хорошей работы, особенно знатоки хвалят образ Рождества Христова... К сожалению, остались неизвестными имена иконописцев» {«Смоленские епархиальные ведомости», 1873, № 14, стр.566-567.}.

К середине 1840-х годов наступил упадок храма; каменная ограда разрушилась, полы истерлись и местами были проломаны, прихожане и причт пьянствовали. Три года в храме работали следственные комиссии из Дорогобужа, Сычевки, Белого. В этот период настоятелем храма был Александр Георгиевич Лебедев (в церкви служил с 1827 года), человек, по отзывам современников, даровитый, но слабохарактерный, что способствовало упадку церкви. За это Александр Лебедев был отстранен от службы, а затем вообще лишен сана. Второй священник церкви Василий Кондратович Смирягин (перемещенный из села Писково в 1836 году) в 1845 году был перемещен в Поречский уезд. Третьим священником храма был Андрей Побитое (с 1835 год по 1845 год), человек умный и добрый, пользовался уважением прихожан.

27 лет ремонтировалась и восстанавливалась церковь, и к 1868 году работы были закончены. Теперь стены внутри храма украшала живопись, на создание которой было истрачено 325 рублей. К восстановлению храма приложили свои силы священники Иоанн Вершинский (служил в церкви с 1843 по 1857 годы), человек добрый и очень уважаемый прихожанами, Василий Соколов (с 1845 года по 1861 год) и Аврамий Николаевич Лызлов (с 4 июня 1844 года по 1874 год). В бытность свою священником села Гривы, о. Аврамий был в должностях: благочинного, сотрудник по делам попечительства и «по устроению училища девиц духовного звания» (1855 -1873 годы), земского гласного (1865 - 1871 годы), члена окружного училищного и епархиальных съездов (1868 - 1871 годы), и членом Смоленского статистического комитета (1872 год). 28 февраля 1873 года Аврамий Николаевич Лызлов был переведен в Смоленский кафедральный собор на должность ключаря. Умер кафедральный протоиерей Аврамий Николаевич Лызлов 21 октября 1892 года, не дожив 8 дней до своего 70-тилетия.

С 1873 года в храме служил священник Пимен Иванов. К началу 1870-х годов приход сельского храма составлял 28 селений с 372 дворами и общим числом прихожан 2976 человек. Приход села Гривы был известен, как Пронщина, по фамилии первого владельца этой местности князя Пронского. В начале XIX века село Грива перешло к Голицыным, которые в 1847 году продали имение с землями Лихачеву.

В начале XX века в сельском храме служили благочинный второго округа священник Порфирий Белкин и священник Симеон Ольховский.

После Октябрьской революции 1917 года положение священнослужителей резко изменилось. Так, в 1919 году на Совете Гривской волости было принято решение об установлении окладов духовенству: священнику - 400 рублей в месяц, дьякону - 250 рублей в месяц, псаломщику - 200 рублей в месяц. По тем временам это были мизерные деньги, на которые прожить, содержать семьи было невозможно. Однако, в других волостях даже таких мизерных окладов не существовало. Оклады - за счет пожертвований прихожан. По проведенным расчетам, содержание Гривского прихода прихожанам должно обходиться в сумму 20000 рублей в год. Таких денег церковь не получала. Начался искусственно созданный властью упад храма.

Сел с названием Караваево в Сычевском уезде было два. Чтобы различать эти различные населенные пункты, то село, что в полукилометре от города Сычевки стали называть Караваево-Подгородное, а второе Караваево-Алмазово - по фамилии владельца села дворянина Алмазова. Именно полковник Николай Иванович Алмазов в 1749 году построил в своем вотчинном селе деревянный храм во имя Святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1780-х годах в этом храме служил священник Варлаам Иванов {«Смоленские епархиальные ведомости», 1873, № 14, стр.566-567.}.

После смерти Николая Ивановича село перешло к Николаю Петровичу Алмазову, который с 1818 года почти безвыездно жил в родовом имении. В 20-х годах XIX века вместо ветхого к тому времени храма, на средства Николая Петровича был построен новый каменный двухпрестольный храм с тем же названием.

В 1827 году в семье Николая Петровича родился сын Борис, в будущем известный русский поэт середины XIX века - Борис Николаевич Алмазов (1827-1876), к сожалению, не заслуженно забытый в наше время.

В 1830-40-е годы настоятелем Караваевского храма был священник Василий Барсов, а кроме него в церкви служили дьякон Михаил Алмазов и дьячок Дмитрий Алмазов. С середины XIX века селом Караваево владел князь Мещерский. В этот период настоятелем храма был священник Иоанн Ольховский.

Время неумолимо и постепенно старый храм стал ветшать. Для его ремонта в 1891 году прихожанами было пожертвовано 415 рублей 92 копейки.

В 1915 году приход сельской церкви составлял 430 мужчин и 462 женщины. Церковные земли составляли 38 десятин.

Православный храм XVIII века был и во втором Караваеве-Подгороднем. В конце XVIII века настоятелем Караваевской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы был священник Иоанн Семенов. Кроме него в храме служил и священник Василий Дьяконов. Волей судьбы этим двум священникам суждено было умереть в один год - 1785 {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.2, Д.32.}. В 30-40-х годах XIX века в церкви Покрова Пресвятой Богородицы служил священник Тимофей Клопов.

В архивных документах удалось разыскать интересный документ, датированный 1825 годом. Это справка-ответ в Смоленское губернское земство. Вот она. «Упоминаемая... села Караваеве-Подгороднем церковь состоящая на земле принадлежащей писковскому удельному приказу, а растоянием оная церковь от города Сычёвок в 3 верстах, как же та дача на которой означенная церковь стоит по Генеральному межеванию называется, о том в архивах сего правления неотыскано.
Повытчик Сокалов.» {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.2, Д.42, Л.2.}

В середине XIX века в этой сельской церкви служили священники Георгий Смирнов и Алексей Протопопов, сменивший священника Евграфа Забелина.

В 4-х километрах юго-западнее районного центра Новодугино, вблизи автострады Вязьма - Сычёвка, на небольшой возвышенности раскинулось село Княжино. Первоначально село принадлежало князю Кесарю Ромодановскому, затем графу Головину. От графа Княжино перешло к барону Корфу. В 1773 году это село было подарено Екатериной II графу Никите Ивановичу Панину.

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в селе деревянная церковь в 1756 году. В 1820-х годах настоятелем этого храма был священник Георгий Лебедев. В 30-х годах того же столетия настоятелем храма был священник Иоанн Изгородин, которого в 1840 году сменил священник Иоанн Конакотин. Кроме него в это время в храме служили дьякон Семен Касаткин и пономарь Тимофей Соколов {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.8, Д.92.}. Со временем церковь обветшала и в 1866 году, взамен устаревшего храма, был построен новый деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Здание церкви характерно для раннего этапа стилизации под древнерусские формы. Колокольня двухъярусная, соединенная с храмом узким проходом.

В середине XIX века село Княжино было довольно большим. В 1865 году 44 крестьянина этого села получили земельные наделы {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.1, 1840.}.

В 1885 году в селе случился сильный пожар. Практически, сгорело все село. Полностью сгорел и храм. Не мало усилий пришлось приложить прихожанам села и окрестных деревень, чтобы восстановить всеми почитаемый храм.

5 января 1905 года умер священник села Княжина Федор Воробьев. На священническое место в это село был определен дьякон села Высокое Илья Назаревский, последний настоятель храма (до революции 1917 года), награжденный в 1915 году скуфьею.

Село Княжино - родина священника Алексея Ивановича Конокотина. Окончив Смоленскую духовную семинарию в 1863 году, он 2,5 года был священным наставником в родном селе. Затем был рукоположен в священники в село Сеславль Рославльского уезда. Умер о. Алексей 29 октября 1895 года от «рака в груди» {СЕВ, 1896, №3, стр. 125.}.

В настоящее время в церкви сохранился иконостас конца XIX века. Храм действующий.

В 12 километрах к востоку от районного центра Новодугино раскинулось старинное село Тесово. На средства тайного советника Петра Ивановича Салтыкова, в 1758 году, в селе был построен каменный храм, освященный во имя Успенья Пресвятой Богородицы. Несколько позже с западной стороны храма была построена колокольня, а в 1829 году - два придела. Храмовая композиция близка к стилю барокко середины XVIII века. Храм увенчан крупным пятиглавием. Внутри трехъярусный иконостас конца XVIII века, выполненный в стиле барокко. Эта церковь сохранилась до наших дней.

Но это был не первый храм в этом селе. Ранее, во времена правления Петра I, в селе была построена деревянная церковь во имя Ильи Пророка. Однако, во время пожара в селе сгорела и церковь.

В 1760-х годах село Тесово было вотчиной полковника Севского пехотного полка князя Ерзи Никитича Трубецкого, а позже его дочери княжны Марии Ерзевны Трубецкой. В эти годы в храме служил священник Савва Васильев {ГАСО, ВФ, Ф.16, Оп.1,Д.П, 1865.}.

В конце XVIII века настоятелем Тесовской церкви был священник Леонид Федоров. В 1830-х годах в церкви служил священник Феодор Зверев, которого в конце 1839 года сменил священник Петр Белкин, окончивший в том же году Смоленскую духовную семинарию. Вместе со священником Петром Белкиным служил и священник Георгий Заболотский, дьяконы Алексей Зазыбин и Иоанн Нечаев. В этот период селом владела жена покойного подполковника Логинова - Анна Логинова.

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

По воспоминаниям, о. Петр Белкин пользовался «известностью, уважением и любовью» не только в приходе, но и соседних селах. Его жизненная позиция - всю службу церкви. Большую заботу он проявлял содержанию храма. Во время его прибытия в село, храм находился в упадническом состоянии, в плачевном состоянии находился и иконостас. Денег на ремонт и реставрацию не было. Больших усилий стоило о. Петру убедить прихожан жертвовать средства на храм Божий. Особые пожертвования на храм делал помещик Николай Яковлевич Скарятин. В результате было собраны необходимые средства для ремонта храма. Стены храма снаружи и внутри были окрашены голубой краской. Кровля покрашена зеленой краской. Иконостас обновлен и на многие образа сделаны серебряные ризы, а на некоторые даже позолоченные. Царские врата покрыты серебром. После ремонта храм в селе Тесово «по своему благолепию» был один из лучших в Сычевском уезде.

9 декабря 1864 года на 47 году жизни «от сильной простуды» скончался священник села Тесово Петр Яковлевич Белкин. Родом о. Петр был из села Крапивни Вельского уезда, из семьи дьякона. В 1846 году за «отличное прохождение должности и примерное усердие к благолепию святого храма» о. Петр был награжден набедренником {СЕВ, 1865, №9, стр.346.}. Спустя одиннадцать лет он был удостоен благословения Святейшего Синода, а еще через два года награжден бархатной фиолетовой скуфьею. За войну 1853-1856 годов Петр Белкин был удостоен бронзового креста на Владимирской ленте. При погребении Петра Яковлевича Белкина было десять священников с их причетами. Похоронен о. Петр в селе Тесово, вблизи храма.

Во второй половине XIX века село Тесово становится центром кустарного изготовления сельскохозяйственных орудий. Широко за пределами Смоленщины были известны льномялки тесовского мастера Марка Шабейкина, стоившие намного дешевле тех, которые привозились из-за границы. Качеством же шабейкинские льномялки ничем не уступали заграничным. В селе была и мастерская кузнеца Потапова, который выпускал по 700-800 плугов в год. В это время в большем селе Тесово проживало 552 души мужского пола, а селом владел помещик С.И. Логинов.

К началу XX века в селе было 2 церкви и проживало более 500 жителей. Здесь же были министерское 2-х классное училище, ремесленное училище, больница и аптека, почтово-телеграфное отделение, детский приют, сельскохозяйственный склад, постоялые дома. В селе собирались две ярмарки в год, а различные товары продавались в 11 лавках {ГАСО, ВФ, Ф.81, Оп.2, Св.7, Д.40.}. В селе Тесово проводились сельскохозяйственные выставки, на которые съезжались представители всех уездов Смоленщины, демонстрируя свою продукцию, сельскохозяйственные орудия, механизмы и прочее.

В этот период в сельском храме служил священник Иоанн Афонский. Прихожане почитали его, «.. .как добродетельного и ревностного пастыря». 7 марта 1914 года священник Иоанн Афонский скончался. 10 марта на похороны уважаемого и всеми почитаемого священника прибыли 10 священников из сел Сычевского уезда во главе с настоятелем Свято-Троицкой общины о. Василием Троицким, который и совершал литургию {СЕВ, 1914, №6, стр. 180.}.

Вместе со священником о. Иоанном в селе служил священник А. Мясоедов.

В 1846 году в селе Милюкове, что на левом берегу реки Касни, у священника сельской церкви Василия Сергеевича Докучаева родился сын, которого нарекли Василием. Родившийся в Сычёвском уезде мальчик, стал основоположником научного почвоведения, естествоиспытателем, знаменитым ученым Василием Васильевичем Докучаевым (1846 - 1903). За свой классический труд «Русский чернозем» (1883 г.) ему было присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук и звание профессора Петербургского университета (1883 г.) В.В. Докучаев создал учение о географических зонах, дал научную классификацию почв (1866 г.), изложил комплекс борьбы с засухой (1892 г.), основал первую в России кафедру почвоведения (1895 г.).

Отец же его - простой сельский священник о. Василий Докучаев служил в церкви села Милюково во имя Святителя Николая Чудотворца с 1825 года. За усердное прохождение должности священника он был награжден набедренником, скуфьею и камилавкою. 19 лет о. Василий был уездным благочинным. 44 года прослужил он православной церкви и 23 декабря 1868 года на 69 году жизни умер.

Кроме священника Докучаева, в этот период в храме служил и благочинный священник Иоанн Смирягин. С 1862 года в храме служил зять Докучаева священник Василий Васильевич Сущинский, который в 1890-х годах был благочинным третьего округа Сычевского уезда.

Но этот храм в селе Никола-Низ, а именно так ранее называлось село Милюково, не первый. Ранее, в 1756 году в селе был построен каменный храм во имя Святителя Николая Мир-Ликийского. От названия церкви и происходит старое название села, а точнее части названия Никола-Низ. Второй каменный храм в селе был построен в 1761 году, освященный во имя Святого Николая Чудотворца - Архиепископа Мир-Ликийского. Храм был построен на средства князя Салтыкова. Первоначально храм был одно-престольный и без колокольни. Спустя 9 лет, на средства сына князя Салтыкова подпоручиком Псковского пехотного полка, был построен придел во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В этом храме была икона святителя Николая, почитаемая прихожанами за чудотворную. Приход храма села Милюково составлял 230 дворов (1774 год). До 1774 года причет храма в селе Милюково состоял из двух священников, двух дьяконов, двух дьячков и двух пономарей. С 1774 года церковь была причислена к III классу и при ней было положено два священника и по одному дьякону, дьячку и пономарю.

ХРАМ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
ХРАМ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

В 1790 году владельцем села обер-провиантмейстером Иваном Малахиевичем Олонкиным была построена 5-и ярусная колокольня, которая главенствовала в общей композиции церкви. В четвертом ярусе размещались колокола, самый большой (праздничный) весом в 122 пуда 19 фунтов (2006 кг), а будний в 20 пудов (328 кг). Все здание храма было оштукатурено, побелено известью и покрыто листовым железом, окрашенным в зеленый цвет.

Внутри храм был не богат. Стены украшены живописными картинами. Резной иконостас состоял из четырех поясов, а в нем иконы «московской живописной работы». Наиболее почитаемой была резная икона Святителя и Чудотворца Николая в рост человека. Эта икона признавалась чудотворною. На иконе святого Симеона Богоприимца и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца была такая надпись: «Лета 7205 (1697 г.) месяца октября 17 дня писал сей образ иконописец оружейной палаты Николай Соломонов, сын Вургарев, по обещанию Симеона Никитина, сына Грузинца» {И.И. Орловский, указанное сочинение, стр.176.}. До настоящего времени в алтаре сохранилась масляная роспись первой половины XIX века.

В 1825 году в приход храма входило 39 деревень общей численностью в 289 дворов, 1458 душ мужского пола и 1525 душ женского пола. До 1825 года в храме служил священник Трофим Тимофеевич Смирягин, тесть B.C. Докучаева. Умер о.Трофим в возрасте 80 лет 16 сентября 1848 года.

В 1862 году в храме был произведен ремонт. Вся стенная живопись внутри храма была обновлена, а снаружи написано 4 картины.

Открыть в селе Милюково церковно-приходскую школу было довольно не простым делом. Прихожане, понимая важность грамотности, но, ссылаясь на свою бедность, долго не поддерживали идею открытия школы, так как за учебу своих детей надо было платить учителю. И все же, 1 октября 1885 года, стараниями священника села, церковно-приходская школа была открыта. В ней обучалось от 20 до 30 мальчиков и девочек.

В 1915 году приход храма составляли 791 мужчина и 896 женщин. Церковные земли занимали 45 десятин. В это время в селе служил священник А. Ершов.

Только в самом конце XVIII века это село стало называться Извеково. В XVII-XVIII веках оно называлось Голицино по фамилии владельца. В 1768 году в селе был построен деревянный храм во имя Казанской Божией Матери. Средства на строительство храма предоставил помещик Василий Бровцын. В начале XIX века в храме служил священник Николай Соколов, которого в начале 30-х годов сменил священник Иоанн Ананиевич Ширяев, служивший здесь и в середине 50-годов.

К середине XIX века селом владел помещик Лесли и население составляло более 200 жителей.

В начале XX века, в 1913году, в селе был построен каменный храм, освященный во имя Казанской Божией Матери, который сохранился до наших дней. Храм построен в русском стиле, с элементами подражания зодчеству XVII века. Вся композиция храма составляет: четырехярусную колокольню, трапезную, пятиглавый четверик храма с ажурными крестами, полукруглой апсиды.

В нынешнем Новодугинском районе, а ранее Сычевском уезде в одном километре от реки Днепр, есть небольшая деревушка с названием Зилово. О том, что местность вокруг села была заселена с давних времен, свидетельствуют древние курганы. Сейчас в этой деревушке ничего примечательного; выстроились деревянные избы вдоль грунтового большака - обычная деревня. В XVIII же веке село Зилово хоть не было большим, но почиталось среди населения окрестных деревень из-за наличия православной церкви. К 1744 году приход сельского храма был очень не большой и составлял всего 46 дворов. В 30-е годы XVIII века село принадлежало Вяземскому Иоанно-Предтечевскому монастырю.

ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА
ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА

В 1780 году, на средства прихожан, в селе Зилово был построен новый храм, вместо ветхого деревянного, освященный во имя Сошествия Святого Духа. Храм построен в стиле позднего барокко, что вызывает определенный интерес архитектурного стиля. Северный и южный фасады оформлены в виде четырехпилястровых портиков с барочными наличниками. На восточной стене трапезной были алтарные ниши симметричных приделов {«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», Смоленская область, М., «Наука», 2001, стр.501.}.

С начала XIX века в этом храме долгие годы (до 1840-годов) служил священник Стефан Артемьевич Чистяков, которого сменил священник Иоанн Шевелев.

В 1880-х годах при храме открылась церковно-приходская школа. В 1884 году в школе обучалось 34 ученика.

В 1899 году дворянка Зиновея Михайловна Мельникова пожертвовала для храма икону Владимирской Божией Матери в серебряно-позолоченной ризе. В тот же год, прихожанами было пожертвовано на храм 180 рублей.

На правом берегу реки Сежа раскинулось очень древнее село Баскаково бывшего Сычевского уезда, а ныне Гагаринского района. Село известно еще с XVI века. В селе находился древний монастырь. Некоторое время Баскаковская волость была в ведении Московского Новодевичьего монастыря.

В 1701 году в селе был построен деревянный храм, а в 1760-70 годах, вместо деревянного храма была построена каменная церковь, освященная во имя Рождества Христова с приделами Святого Пророка Ильи и Чудотворца Николая. Пятиглавый храм с четырехъярусной колокольней - оригинальный памятник барокко. В храме находилось Евангелие, отпечатанное в Москве в 1685 году.

Во второй половине XVIII века в храме служили священники Савва Меркурьев и Никита Васильев, умерший 2 февраля 1780 года в возрасте 44 лет, и похороненный у стен храма {СЕВ, 1884, №21.}. После кончины священника Никиты Васильева, в храме его сменил священник Афанасий Дьяконов. Баскаковский приход в 1780 году составлял 474 двора. Позже, в 1830-1840-х годах настоятелем сельского храма был священник Василий Крапухин. Там же служил и священник Евграф Морозов.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Сохранился документ, датированный 1780 годом, к которому «диакон Василий Данилов руку приложил». В этом документе перечислены все деревни Баскаковского прихода с указанием количества дворов в каждой из них. Вот некоторые из тех деревень екатерининских времен, сохранившиеся до наших дней: Ширяиха - 9 дворов, Дубровка - 12 дворов, Брылево -22 двора, Плоская - 14 дворов... Для того, чтобы узнать приблизительную численность населения этих деревень достаточно количество дворов увеличить в 7 раз - среднюю численность крестьянской семьи Сычевского уезда. Всего же Баскаковский приход насчитывал 474 двора и около 3300 прихожан {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.5, 1780.}.

Священник Стефан Николавич Чистяков, являясь настоятелем баскаковского храма в 1860-х годах, занимал должность и уездного благочинного. В конце XIX - начале XX веков в Баскаковском храме служил священник Иоанн Дьяконов, возведенный в сан протоиерея.

Храм в селе Баскаково сохранился до наших дней. Сохранилось и внутреннее убранство с ярусным иконостасом и иконами XIX-XX веков.

В четырех километрах от села Баскаково есть святой колодец, над которым был образ великомученицы Параскевы. В былые времена, ежегодно в девятую пятницу после Пасхи к колодцу шествовал крестный ход, собирая множество прихожан.

Больше не существует села с примечательным и единственным на Смоленщине названием Муравишники. Во второй половине XVIII века это село было вотчиной князя Александра Касаткина-Ростовского. На его средства в 1782 году в селе был построен каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая с двумя приделами - Поклонения веригам Святого апостола Петра и во имя Божией Матери Одигитрии.

Долгое время, в первой половине XIX века, в этой церкви служил священник Антоний Касаткин. С начала XIX века селом владел статский советник князь Николай Касаткин-Ростовский.

В селе Муравишники прошло детство известного историка, члена-корреспондента Российской Академии наук (с 1910 года), почетного академика Академии наук СССР (1929 г.) Николая Ивановича Кареева (1850-1931).

Сейчас это большое село на правом берегу реки Касни называется Субботники. Немногие знают о том, что это название села более позднее (начала XIX века) и является, скорее, народным от проводимых здесь торгов по субботам. Ранее село называлось Богородицкое. Богородицким же оно стало по названию деревянного храма во имя Успенья Пресвятой Богородицы, построенного в селе в 1780-е годы. Средства на строительства храма предоставил тайный советник Алексей Васильевич Нарышкин, один из представителей дворянского рода в России, ставшим наиболее известным после второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651-1694) - мать царя Петра I.

В начале XIX века в Субботниках была построена ещё одна церковь во имя Спаса нерукотворного Образа. В этот период приход села Субботники составлял 340 дворов. В середине 50-х годов XIX века в храме Успенья Пресвятой Богородицы служили священники Георгий Смирнов и Алексей Протопопов, сменивший священника Евграфа Забелина.

А в церкви Спаса нерукотворного Образа служили священники Михаил Ширяев и Иаков Яхонтов. Селом же в этот период владела жена коллежского советника Грибоедова Настасья Семеновна.

В 1880-х годах настоятелем храма Спаса нерукотворного Образа был священник Гавриил Крылов. Отец Гавриил родился в селе Слизневе в семье дьячка. В 1861 году окончил Смоленскую духовную семинарию. 14 сентября 1865 года он был рукоположен в священники села Субботники. В 1879 году о. Гавриил награжден набедренником. 30 января 1900 года священник Гавриил Гавриилович Крылов умер и был похоронен в селе Субботники {СЕВ, 1900, № 5, стр. 257-258.}.

В начале XX века по окончанию курса Смоленской духовной академии, в село Субботники был определен священник Александр Куркин {СЕВ, 1887, №5, стр. 342.}.

Особое место в истории России и Смоленщины занимает село Дугино, связанное с имением графов Паниных, в последующем князей Мещерских. Во второй половине XVIII века на средства графа Н.И. Панина в Дугино была построена родовая церковь или, как она ещё называлась, домовая Свято-Троицкая церковь. В склепе этого храма 15 апреля 1789 года был погребен генерал-аншеф, участник Семилетней войны и русско-турецкой войны 1768-1774 годов, кавалер многих орденов, граф Петр Иванович Панин (1721-1798). Отпевал графа П.И. Панина настоятель этой церкви протоиерей Василий Навроцкий.

С начала XIX века в дугинской церкви служил протоиерей Адриан Ковалев, о назначении которого «лично хлопотал» Никита Петрович Панин - камергер и генерал-майор {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.З, 1780.}. В 30-40-х годах XIX века в храме служил священник Василий Иванович Смирягин и пономарь Петр Лабутин.

В семи километрах юго-западнее города Сычёвки, на реке Лосьмине (еще в XVIII веке название реки писалось как Лосмена) и на бывшем тракте в село Воскресенское (Днепровское), в одну длинную улицу растянулось село Писково.

В XVIII веке в селе, центре Писковского удельного приказа, был построен каменный храм во имя Тихвинской Божией Матери. Позже были выстроены два придела Святителя и Чудотворца Николая и Святых мучеников Флора и Лавра {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.97.}. В 1760-80-е годы в Писковском храме служили священники Григорий Васильев и Кирилл Симонов. Долгие годы настоятелем храма был священник Иван Соколов (конец XVIII - первая треть XIX века), ревностно следя за соблюдением священных канонов и порядка. Летом 1801 года в селе Писково, вблизи церкви был выстроен казенный питейный дом, что создавало ряд неудобств в проведении служб. В октябре того же года отец Иоанн пишет прошение на имя Государя Императора Александра Павловича «... отнести в отдаленное от оной (церкви - В.К.) подлежащее место - токмо на церковной земле на таковой строить питейные домы законами нигде непозволено иначе запрещено...» {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.8, Д.92.}. Прошение священника было удовлетворено и непристойностей вблизи храма более не наблюдалось. Приход же церкви был очень велик. Сюда приходили крестьяне всех ближних и дальних деревень: Лукино, Бехтеево, Шаниха, Каурово, Кобозево, Муковесово, Моховатка... - ныне существующие деревни. Еще больше тех деревень, которых нет и в помине, а о некоторых многие и вообще никогда не слышали: Мекушино, Скуколово, Хохловка, Сизиково, Рылково, Шалобалки, Сысоево, Серковы ляды, Сырь, Крутая, Сивая, Колодня, Слудба... Всего же в 1826 году к писковскому приходу относились 81 деревня с 1828 душами мужского пола и 1860 душами женского пола.

В 1820-х годах в храме служили священники Афанасий Илларионович Конакотин (1776 года рождения), Василий Кондратович Смирягин (1795 года рождения) и Яков Иванов (1781 года рождения). Кроме священников при церкви были два причетника. В 30-40-х годах XIX века в церкви служили священники Павел Васильевич Руженцев, Михаил Иванович Марков и Андрей Соколов, дьячок Никанор Юденич и пономарь Никита Селезнев. В середине 50-х годов XIX века в писковском храме служили священники Иоанн Лебедев и Иоанн Медведков. В период с 1861 года по 1869 год в храме села Писково служил священник Алексей Иоаннович Качевский. В 1870-1880 годах настоятелем храма был священник Иоанн Петровский. За обращение раскольников в православие священнику Иоанну Петровскому в 1887 году Его Преосвященством преподано Архипастырское благословение. До 1899 года в храме служил священник Михаил Канделинский, 14 сентября перемещенный в Краснинский уезд.

В период с 1914 года по 1917 год церковным старостой в селе Писково был купец Семен Данилович Любимов.

Вернуться к книге
В. Б. КАПЛИНСКИЙ
Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии

Обсуждение

blog comments powered by Disqus