СЕЛЬСКИЕ ХРАМЫ (часть 1)

Издревле духовность, святость, нравственность, вера - понятия, без которых немыслима Матушка-Россия. С именем Господа рождались люди, с его именам взрослели, трудились, шли в бой с неприятелями и умирали с именем Господа на устах. Вера придавала путнику - силы, крестьянину - терпение воину - отвагу, мужество, стойкость. Немыслима Россия и без звона многоголосых колоколов, радующих своими разливами с высоких звонниц. Трудно себе представить истинное лицо нашей родины без устремившихся ввысь золоченых куполов святых православных храмов. Но помутился у людей разум, и создаваемое веками на века было почти полностью уничтожено; храмы закрывались, а затем и уничтожались. А ведь храм - это не только религия. Православный храм - это и архитектурный памятник, и кладезь искусства живописи, и источник культуры и просвещения. Всё можно сломать, но уничтожив святые храмы, станешь ли умнее, богаче духовно?

Ещё немногим более ста лет назад, в 1897 году, в Сычевском уезде насчитывалось 56 православных церквей. Многие храмы исчезли навсегда, так как даже вновь выстроенная церковь не повторит первозданного вида храма прошлого. Как бы хотелось рассказать обо всех, даже маленьких деревянных сельских церквушках, но время безжалостно не только по отношению к ним, но и к памяти о них, не сохранив достаточных сведений. И все же я попытаюсь рассказать о храмах Сычевского уезда.

Самые древние храмы, из известных, были построены еще задолго до образования Сычевского уезда и относятся к XVI веку. Ещё до середины 50-х годов XX века, на берегу Днепра стояло село с двойным названием - Покров-Курошь. Ранее же село называлось Куроши. В этом селе в 1550 году был возведен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По названию храма к названию села стали добавлять слово Покров. В конце XVIII века это село принадлежало графу Никите Ивановичу Панину, а затем его брату Петру Ивановичу Панину. Известно, что в 30-е годы XIX века в храме Покрова служил священник Иоанн Абрютин. Однако не все крестьяне Курошовской волости составляли приход этой сельской церкви. Так, крестьяне деревень Степанково, Конюшино, Алферово, Ладново относились к приходу села Болшево, Бельского уезда. Туда же приходили молиться и крестьяне деревень Пшеничное Воскресенской волости.

На левом берегу реки Яблони, в трех километрах от деревни Никитье, расположилась небольшая деревушка с названием Покровское. Эта небольшая деревушка некогда была большим селом, в котором еще в 1550 году был построен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, называемый в народе Богородицким. Название же село получило по слову Покров. Храм обновлялся, ремонтировался, но время безжалостно - всё стареет, ветшает. В XVIII веке в селе был построен новый храм во имя Святого Славного Пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна. Известно, что в 1820-е годы настоятелем храма был священник Конакотин, а село Покровское было вотчиной Ивана и Анны Тулубьевых. {Государственный архив Смоленской области (ГАСО), Вяземский филиал (ВФ), Ф.53, On. 1, Св.22, Д. 266, 1812.} Некоторое время это село называлось Тулубьево по фамилии владельца, что вносило определенную путаницу. В 30-е годы XIX века настоятелем храма был священник Иакинф Феодоров.

В середине XIX века в селе проживало 60 душ мужского пола, а село принадлежало майору Ивану Васильевичу Ковалевскому. При сельском храме была открыта церковноприходская школа. В 1884 году в ней училось 36 мальчиков и 3 девочки.

До 17 июня 1915 года настоятелем Покровского храма был священник Захарий Зезюлинский, который по своей воле был перемещен в Духовщинский уезд. На его место из села Милюкова был назначен священник Андрей Изгородин. {Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ), 1915, № 16, стр. 560.} Вместе с ним служил и священник Василий Капутовский.

В этот период при Покровской церкви имелось более 41 десятины земли. Приход же церкви составляли 560 мужчин и 639 женщин. {СЕВ, 1915, № 13-14, стр. 463.}

К древним храмам начала XVII века относится деревянная церковь в селе Безобразово, когда-то Сычевского уезда, в последующем Тумановского, а ныне Гагаринского района.

В XVIII веке в селе Безобразово, вместо деревянной обветшалой церкви, была построена новая церковь во имя Святого Пророка Ильи. В 30-40-е годы XIX века в этой церкви служил священник Алексий Диаконов (Дьяконов). {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д. 1, 1840.} В начале XIX века селом Безобразово владели майор Евграф Гринев и гвардии прапорщик Петр Ковалев. До 1917 года настоятелем храма в селе Безобразово был священник Дмитрий Оглоблин.

В середине 60-х годов XX века село прекратило своё существование, но память о том, что более четырех веков назад, в 1600 году, здесь был построен, возможно, и не первый в селе храм, должна жить.

В живописном месте на левей берегу Днепра расположилось нынешнее село Нахимовское, ранее имевшее название Волочек. Это древнее селение и, по преданию, на этом месте когда-то был город Загробье с пятью церквями. Село же до 1600 года, было «более заселенным», чем в конце XIX века. В писцовой книге Василия Волынского от 1594 года сказано: «...треть Волочка на Цареве и Великого Князя земле погост, а на погосте церковь Бориса и Глеба, да теплая церковь великого чудотворца Николы, да придел Пятницы святыя». И далее. В Волочке же «.. .за речкою Высотою, церковь Введения Пресвятой Богородицы, да теплая церковь Святого Николая чудотворца».

Передаваясь по наследству, продаваясь и покупаясь по частям, обмениваясь, село Волочек в 1764 году становится собственностью Семена Мануиловича Нахимова. По сведениям за 1774 год указывается, что в селе Волочеке две церкви. Первая церковь - деревянная, построенная «приходскими людьми» в 1703 году и освященная во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба с приделом во имя Святителя и чудотворца Николая. К 1774 году эта церковь, находившаяся на насыпном кургане, на самом берегу Днепра, была уже ветха и по этой причине была разобрана в 1811 году. Около церкви было старое кладбище.

Вторая церковь - каменная, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, с двумя приделами во имя Святых князей Бориса и Глеба и во имя Святителя и чудотворца Николая (освящена 26 марта 1771 года). Эта церковь была построена в 1770 году на средства С.М. Нахимова. В причте храма было два священника, один дьякон, два дьячка и два пономаря.

В храме находились древние церковные ценности. Одной из таких ценностей являлся серебряный крест в 2,5 вершка (11,11 см) длины и ширины с 20-ю частицами святых мощей, имена которых были вырезаны на нижней доске креста. Крест был вмонтирован в икону с изображением тех же святых. Другой церковной ценностью были два напрестольных кипарисовых креста в серебряной оправе. На одном кресте была надпись: «4-е марта 1766 года старанием и трудом Прокофия Семеновича сына Нахимова сделан крест сей». На втором кресте надпись гласила: «сей крест г. порутчика Семена Мануйлова Нахимова, село Волочек, 1778 г.». {СЕВ, 1891, № 10, стр.522.}

В 1774 году в приходе церкви села Волочек было 25 селений, с общей численностью в 194 двора. С 1800 года из прихода было отчислено более 10 селений, а затем и еще 3 селения. К 1838 году в приходе храма осталось 68 дворов с 428 душами мужского пола. В дальнейшем приход храма стал возрастать и к 1883 году достиг 150 дворов с 542 душами мужского пола. К концу XIX века (1891 году) приход церкви составлял 188 дворов с 670 душами мужского пола.

В 1778 году церкви принадлежало 36 десятин 600 квадратных саженей земли.

К 1865 году храм совершенно обветшал, как снаружи, так и внутри. В период с 1865 года по 1885 года ежегодно проводились ремонтные работы. На эти работы было израсходовано около 4000 рублей. Вокруг всего храма была сделана новая ограда из железной решетки с каменными столбами.

Нельзя не отметить погребения у храма. Так, напротив Никольского алтаря был погребен Андрей Михайлович Нахимов и его жена. С южной стороны Введенского алтаря погребен Михаил Михайлович Нахимов (умер в 1815 году). В самой Введенской церкви погребен Михаил Николаевич Нахимов (умер в 1831 году).

Из сохранившихся сведений о священнослужителях села Волочек, можно сказать, что в 1594 году в селе был священник Юрий (из писцовых книг Василия Волынского от 1594 года). До второй половины XVIII века сведений о священнослужителях не сохранилось. В период с 1782 года по 1788 год в селе служил священник Ферапонт Ипполитов, который умер 24 октября 1788 года, в возрасте 66 лет. В тот же год умер и второй священник церкви Яков Климов, служивший в храме с 1771 года. В 1789 году Иван Ферапонтов, в возрасте 42 лет, был рукоположен в священники и служил в селе. В последующие годы в сельском храме служили священник Григорий Алексеев (1800-1802), Евпсихий Феодорович Сарочинский (умер в возрасте 27 лет), священник Иван Семенов (1802-1806), священник Стефан Дорофеевич Баронов (1806-1812) и священник Давыд Соколов (1812-1813). После освобождения Смоленщины от нашествия французской армии в храме села Волочек до 1816 года служил священник Леонтий Стефанович Баронов, умерший в возрасте 26 лет. Его сменил священник Михаил Миронович Смирягин (1816-1817). Почти 20 лет, с 1817 года по 1836 год в церкви служил священник Григорий Саввович Пашин, которого сменил священник Петр Иоаннович Соколов (1837-1842). В период с 1842 года по 1848 год в селе служил священник Симеон Иоаннович Каченовский, награжденный за свои труды орденом Святой Анны 2-ой степени. Священника Михаила Иоанновича Пляшкевича (1848-1855) лишь на один год сменил священник Евфимий Попов, а с 1856 года по 1864 год в церкви служил священник Стефан Григорьевич Пашин. Занимая должность благочинного первого округа Сычевского уезда, с 1864 года в волочковском храме служил священник Евлампий Иванович Маторин. Умер о. Евлампий в 1890 году. За верную службу он был награжден орденом Святой Анны 3 степени.

Не малый вклад в жизнь села Волочек внес род Нахимовых. Достаточно привести такой пример. 1 октября 1877 года на средства Сергея Ниловича Нахимова в селе было открыто училище. Содержалось училище на средства Сергея Ниловича. С 1 марта 1881 года оно становится министерским 2-х классным училищем. Первыми учителями училища были Виктор Давыдович Румянцев и Петр Дмитриевич Игнатенков. 4 октября 1882 года было освящено новое 2-х этажное здание Волочковского училища. Не малые средства в строительство этого здания пожертвовали дворяне Нахимовы. Общая же стоимость нового здания составляла более 5000 рублей.

Рядом с нынешним селом Нахимовским есть небольшая деревня с названием Малышево. Свое название деревня получила от фамилии помещика Малышева, купившего сельцо у Андрея Михайловича Нахимова. До покупки же сельцо называлось Михайловское, где в середине XIX века проживало 15 душ мужского пола. {ГАСО, ВФ, Ф. 16, Oп. 1 ,Св. 1, Д. 11.} По преданию, к древним церквям относится деревянная церковь на правом берегу речки Малышевской, что вблизи с одноименной деревней. Еще одна древняя церковь находилась на дороге в деревню Головино.

В окрестностях села Волочек, в 6 верстах от него, в деревне Болгаки, также была деревянная церковь. При этой церкви находилось древнее кладбище.

К древним сычёвским селам относится и село Мольгино, что в 10 километрах западнее районного центра Новодугино. В этом селе еще в 1621 году на средства прихожан был построен деревянный храм во имя Преображения Господня. {Иеромонах Даниил (Сычев), «Вязьма», М., 1997, стр. 180.} В 1743 году владельцы села графы Головины направили прошение Преосвященному Платону о рукоположении во священники пономаря села Нового-Воскресенскова Ивана Степанова. Это прошение было удовлетворено и Иван Степанов назначен вторым священником в сельский храм. В следующем 1744 году священник храма села Мольгино Феодосий Тимофеев умер. {СЕВ, 1887, №2, стр. 88.} В 1750-х годах настоятелем этого храма был священник Иоанн Стефанов, которого сменил священник Иоанн Савин. В конце XVIII века селом владел граф Н.И.Панин.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

В 1820 году, на небольшой возвышенности, взамен древней церкви, был построен каменный храм в стиле зрелого классицизма с тем же названием, который сохранился до наших дней. Куб храма завершен куполом на низком барабане. Боковые фасады храма завершены фронтонами, напоминающими триумфальные арки. Внутри храма до наших дней частично сохранились первоначальные орнаментальные росписи.

В 30-40-е годы XIX века в сельской церкви служили: священник Василий Иванович Изгородин, священник Евдоким Мартынович Ковалев, дьякон Илья Афанасьев, дьячки Василий Егоров и Михаил Семенов, а так же пономарь Иван Изгородин. {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д. 1,1840.} В этот период в селе проживало более 250 крестьян. В 1884 году прихожанами церкви было пожертвован колокол весом в 84,5 пуда стоимостью в 1369 рублей 32 копейки.

В начале XX века в селе Мольгино служил священник Михаил Пртопопов.

Одной из вотчин графов Головиных, а затем графов Паниных было и село Слизнево, расположенное на высоком правом берегу реки Вазузы в двух километрах от автодороги Вязьма - Сычевка. И в этом селе стояла деревянная церковь, построенная в 1660 году и освященная во имя Святого великомученика Победоносца и Чудотворца Георгия. Достоверных данных о том, сохранилась ли именно эта церковь или позднее был построен новый храм с тем же названием - нет, но служба в сельской церкви продолжалась до начала XX века.

В 1744 году по прошению графа Головина в храм села Слизнево был направлен священник Филипп Евфросимов.

В 20-е годы XIX века настоятелем храма был священник Симеон Стефанов, которого в 30-е годы сменил священник Павел Егорович Соколов. {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.9, Д.97.} В 40-е годы настоятелем слизневского храма был священник Филипп Борисов. В это время в селе проживало 110 душ мужского пола.

С 1878 года в слизневском храме служил священник Василий Городский. По окончанию духовной семинарии, в 1853 году он был рукоположен в священники села Гнездилово, Ельнинского уезда. Спустя 4 года о. Василий был награжден набедренником, а в 1881 году - скуфьею. 11 ноября 1884 года на 55 году жизни священник о.Василий умер. {СЕВ, 1884, №23, стр. 1062- 1063.}

Это село было в Сычевском уезде, затем в Вяземском районе, а ныне Гагаринского района. Как только не называли это село: и Василёво, и Василевка. Исторически же это село называлось Васильевское. В 1680 году здесь был построен каменный храм во имя Благовещения Божией Матери.

Второй каменный храм в селе был построен в 1770-е годы и освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был построен в стиле барокко. У церкви была стройная колокольня - с двумя восьмериками на четверике, с высоким остроконечным шпилем, которая сохранилась до настоящего времени. Оштукатуренная колокольня была выстроена в архитектурном стиле переходным от барокко к классицизму.

ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В 1830-е годы в храме Благовещения служил священник Василий Соколовский, а в 1840-е годы настоятелем храма был священник Андрей Заболотский.

С конца XVIII века вблизи села размещалось имение дворян Повалишиных. Усадебный комплекс был выстроен в стиле классицизма.

В настоящее время сохранилась лишь колокольня, а храм был разрушен.

137 сел и деревень Сычевского района были сметены с земли в лихолетье Великой Отечественной войны. Большинство из них так и не восстали из пепла. Среди них древнее село с названием Архангельское. Первый деревянный храм в селе был построен на средства гофмаршала Нарышкина в 1674 году. И в начале XVIII века далеко разносились голоса церковных колоколов с деревянного храма во имя Архистратига Михаила. Отсюда и название села - Архангельское.

В 1760-х годах настоятелем храма был священник Исидор Емельянов, а в 1770-х годах в храме служили священники Иоанн Мартынов и Амвросий Максимов.

Согласно Указа Ее императорского Величества Екатерины II от 1789 года, в селе Архангельском предписывалось вместо ветхой деревянной церкви построить новую с тем же названием и на том же месте. В этот период (с 1780-х годов) настоятелем храма был священник Амвросий Максимов.

В 1790 году в селе была освящена новая деревянная церковь во имя Сретения Господня, построенная на церковные и приходские средства. Старая же церковь была разобрана. В 20-е годы XIX века настоятелем Архангельского храма был священник Савва Морозов.

В 1831 году сельский храм сгорел от попадания в него молнии. На его место была поставлена купленная домовая церковь. В 30-е годы в этой церкви служил священник Иоанн Успенский. В середине XIX века в селе Архангельском в храме служили священники Косьма Беляев, Георгий Назаревский и Михаил Соколов. {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.55, Л.3, 1788.}

Священник Михаил Соколов приехал в Архангельское после окончания курса духовной семинарии в 1841 году. Сын беднейшего причетника из Гжатского уезда, испытывал неимоверные трудности, постоянно голодая, как в детстве, так и во время учебы в семинарии. За свои труды, в 1850 году он был награжден набедренником. В следующем году о. Михаил Соколов открыл в селе школу и состоял при ней наставником и законоучителем. В 1858 году о. Михаил был награжден скуфьею, а в 1863 году получил бронзовый крест. В том же году он был перемещен в лучший приход села Устья.

В 1887 году была задумана реконструкция храма, которая заключалась в перестройке трапезной части церкви в теплый придел. Для этих целей прихожанами и церковным старостою было пожертвовано 300 рублей. Вскоре данные работы были выполнены.

Знаменательное событие в жизни Архангельского прихода произошло в 1895 году. Среди прихожан церкви особо почитался святой великомученик Пантелеймон. На приобретение иконы святого великомученика Пантелеймона прихожанами было собрано 200 рублей, из которых 120 рублей было послано на священную гору Афон для написания иконы, а остальные деньги израсходованы на устройство киота для иконы. В феврале 1895 года, наконец, было получено известие, что икона прибыла в город Одессу и в начале марта месяца прибудет на станцию Сычевка. 8 марта к 8 часам утра на железнодорожной станции собралось огромное количество богомольцев из разных приходов. Икона святого великомученика Пантелеймона высотой 125 сантиметров и шириной 107 сантиметров, написанная на кипарисовой доске, была выставлена в вокзальном помещении первого класса. После молебного пения и речи священника села Архангельского о. Иакова Крастелева, икону, 12 верст, до села несли на руках. Сопровождало икону до двух тысяч прихожан. {СЕВ, 1895, № 8, стр.340-343.}

Протоиерей села Архангельского Иаков Петрович Крастелев родился в городе Поречье, в семье дьячка. Окончив Смоленскую духовную семинарию в 1853 году, он два года учительствовал. Затем был рукоположен в священники села Субботники, где, прослужа десять лет, был перемещен в село Архангельское.

К концу XIX века храм в селе сильно обветшал и был тесен. Была необходимость в строительстве нового храма. 6 августа 1899 года протоиереем Иаковом Крастелевым было освещено место закладки нового храма в селе Архангельском. После литургии в городском соборе, состоялся крестный ход до места закладки храма. Был уложен первый камень «...в основание на восток» и установлен крест на месте главного престола {СЕВ, 1899, №24, стр.1330.}. Новый храм располагался в 300 саженях от старого деревянного храма, на равнинной возвышенности, окруженной с восточной стороны рекой Вазузой, а с северо-западной стороны ручьем Жерновским. Из-за недостатка в средствах, храм строился медленно. Не дожил протоиерей Иаков Петрович Крастелев до освящения нового храма. 29 октября 1907 года, на 78 году жизни, он скончался {СЕВ, 1910, № 19, стр.683}.

Освящение храма во имя Сретения Господня состоялось 26 сентября 1910 года Преосвященнейшим Василием, епископом Можайским - викарием Московской митрополии. Торжественное архирейское служение было проведено с 12-ю священниками при огромном стечении народа. Новый каменный храм был пятиглавый, «...довольно обширен и светел (окна в 3 яруса), своею величественностью поражает каждого» {СЕВ, 1910, № 19, стр.683. }. В храме было два придела в честь Архистратига Михаила и Святой мученицы Параскевы. Внутри храма все иконы художественной работы. Особенно был красив иконостас, сделанный из фаянса светло-розового цвета с позолотою. Настоятелем архангельского храма был священник Дмитрий Соколов, который, за свои старания, 6 октября 1910 года был награжден набедренником.

Прекрасный сельский храм в Архангельском был разрушен в 1943 году.

Не менее древнее село на берегу реки Касни, к которому еще недавно и дороги то нормальной не было. Это село Борис-Глеб, или, как называли его ещё столетие назад - Борисоглебское. В 1691 году в селе был построен деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Возможно, первым настоятелем храма был священник Каллистрат, умерший 29 марта 1730 года. С конца XVII века, по названию храма, стало именоваться и село, возраст которого значительно старше. Последним настоятелем старого храма был священник Иродион Артемьевич Лабутин, умерший 16 апреля 1781 года {«Смоленские епархиальные ведомости», 1889, №19.}. 91 год просуществовал этот храм и в 1782 году, вместо него, на средства прихожан, был построен новый храм с тем же названием, но уже с приделом во имя Преподобного Нила Столбенского. Храм был освящен преосвященным Парфением, епископом Смоленским и Дорогобужским. Первым настоятелем нового храма был священник Петр Кононов (1749 - 1795). Селом же в это время владел подпоручик Федор Глебович Салтыков и Василий Васильевич Нарышкин. Священника Кононова сменил его зять священник Петр Григорьевич Цветков. Долгое время служил о.Петр в храме и умер на 80 году жизни в 1854 году, находясь за штатом. А в 1841 году в сельском храме стал служить священник Петр Николаевич Смирнов. Известно, что этот священник был очень любим прихожанами. Вместе со священником Петром Смирновым в храме еще служил и священник Николай Морозов. В 1848 сын о. Николая Герасим Морозов поступил в Московскую духовную академию, что, в те времена, было делом не лёгким и не частым.

ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОРИСА И ГЛЕБА
ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОРИСА И ГЛЕБА

До реконструкции храм был высоким, но с небольшим количеством окон, отчего в нем было довольно темно. В 1844 году на церковные деньги и средства церковного старосты поручика Павла Петровича Иванова, была организована реконструкция здания храма. Кровля храма была снята и в его верхней части сделаны дополнительные окна.

В 1863 году в селе было открыто приходское училище, но уже 1868 году оно было закрыто.

6 июня 1867 года над селом Борисоглебским разразилась буря, которой был сорван купол с церкви. На средства прихожан был срочно организован ремонт храма, который завершился за полтора месяца.

До 1881 года в храме служил священник Гавриил Федорович Беляев. Современники отмечают, что был он крепкого телосложения, с прихожанами ласков и приветлив, но на 42 году жизни внезапно умер.

В период с 1837 года по 1872 год в Борисоглебском приходе была 21 деревня. Прихожане - помещичьи крестьяне деревень: Кончино, Барсуки, Васьково, Печуры, Светецкое, Дубецкое, Остапово, Сутормино, Извозы и других.

Ровно век прослужил прихожанам деревянный храм. 16 мая 1882 года, на Духов день, в 14 часов в селе вспыхнул пожар. Многие дома, в том числе и храм, были уничтожены огнем. Возник вопрос о восстановлении церкви. Было решено купить здание храма в селе Ильинское (ныне деревня Ярыгино). Так и было сделано. Вместо сгоревшего храма из села Ильинского был перевезен храм во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы и установлен на каменный фундамент сгоревшей церкви. 26 февраля 1883 года восстановленный храм был освящен во имя Преподобного Нила Столбенского чудотворца. В новый храм помещица села Милюково Анастасия Михайловна Олонкина пожертвовала иконы Спасителя и Божией Матери. А приходским попечительством в 1887 году было пожертвовано 236 рублей 72 копейки на окраску крыши.

Спустя 14 лет, в 1897 году, рядом с существующей церковью было закончено строительство двухпрестольного деревянного храма с престолами: во имя Преподобного Нила Столбенского и Нила Сорского. В строительстве этого храма большое старание проявил священник о. Василий Троицкий. 21 января 1897 года состоялось освящение этого теплого храма. Еще накануне обряда освящения в село Борисоглебское начали стекаться прихожане и крестьяне соседних сел: Милюкова, Богоявленского, Ильинского, Субботников и других. На торжественное освящение храма прибыли священники: села Песочни - благочинный о. А. Зыков, села Ильинского - о. Николай Соколов и Александр Троицкий, села Милюкова - о. Василий Сущинский и о. Сергий Скворцов. Из села Леонтьева Вяземского уезда прибыл священник Павел Троицкий, а из села Богоявленского о. Александр Маторин. Из уездного города Сычевки прибыл иеромонах Сычевского Казанского монастыря Иоанн Стрепетов и священник Соборной церкви о. Тимофей Чернавский. Всенощное бдение было совершено священником Василием Троицким. На литию и полелей вышли все священники. Богослужение продолжалось до 10 часов вечера.

ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СТОЛБЕНСКОГО
ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СТОЛБЕНСКОГО

В день освящения храм был переполнен народом. Чин освящения храма был совершен местным благочинным священником о. Александром Зыковым, с участием всех прибывших священников {СЕВ, 1897, №5, стр.284.}.

Стараниями Борисоглебского священника Василия Троицкого при церкви была открыта церковно-приходская школа, одна из самых больших в уезде, которую охотно посещало более 50 мальчиков и девочек.

Огромна заслуга священника о. Василия в создании церковного хора. Дело это было не таким простым. Некоторые прихожане с неудовольствием встретили это начинание, говоря, что не девичье дело петь в церкви, и кто таких возьмет замуж. Многие девушки, в основном ученицы школы, покинули хор, но пять девушек остались и продолжали ежедневные репетиции. Службы в храме стали проходить торжественнее, вызывая у прихожан чувства умиления и радости. Постепенно девушки - певчие стали возвращаться в церковный хор, который за пять лет достиг 50 человек. Знаменательным событием стало выступление борисоглебского хора в городе Сычевке 19 февраля 1891 года. К приезду деревенского хора в Сычевке отнеслись скептически и, скорее лишь любопытство, было причиной переполненного зала дворянского собрания. Три часа продолжались Духовные песнопения. Выступали 15 лучших певчих хора под руководством о. Василия. Были исполнены песнопения: «Царю небесный», «Верую», «Слава в вышних Богу», «Тебе Бога хвалим...» и многие другие. Завершился концерт пением «Боже, Царя храни». Скептические настроения некоторых зрителей рассеялись через несколько минут после начала концерта. Заканчивался же он дружными аплодисментами. Выступление деревенского хора настолько всем понравилось, что тут же зрителями были собраны 34 рубля для певчих и 120 рублей для борисоглебской церковно-приходской школы {СЕВ, 1891, №6, стр.307-312,№ 11, стр.583-587.}. В 1901 году священник о. Василий Троицкий был награжден скуфьею.

Перевезенный храм в село Борисоглебское, был построен в селе Ильинском в 1800 году, но это был уже четвертый храм в этом селе.

По данным писцовых книг селение Ильинское стало селом в 1673 году. Именно в этом году здесь был освящен деревянный храм во имя славного Пророка Божия Ильи. И название села происходит от названия храма. В простонародии же село называли Ерыгино - от деревни Ерыгина, которая была вблизи села.

Церковный притч состоял из одного священника и одного причетника, не смотря на то, что приход был очень велик - более 900 душ мужского пола (из подворных описей), более чем 25 селений (1673 год).

Храм был очень беден. По подворной описи 1692 года, в нем были ризы священнические полотняные, сосуды оловянные, подсвечники деревянные. Первым священником этого сельского храма был о. Михаил Яковлев. Около 27 лет прослужил этот священник в Ильинском и умер около 1700 года. На этом поприще его сменил священник о. Тимофей, который служил в сельском храме приблизительно до 1725 года. Именно в это время подворная опись указывает имя третьего священника - о. Иоанн. К сожалению, не сохранилось ни фамилий этих священником, ни дат их смерти и мест захоронений. Неизвестно кто построил и сколько просуществовал первый храм в селе, но к концу первой половины XVIII века этого храма уже не было.

Второй храм в селе Ильинском был построен приблизительно в 1744 году. Об этом можно судить по воспоминаниям очевидцев, которые утверждали, что от этого храма сохранился Антиминс, освященный в 1744 году. Эта церковь была из елового леса длиной 9 саженей и шириной 6 саженей и 3 аршина, крытая тесом. Венчала церковь одна глава, обитая деревянного щепою с позолоченным железным крестом. Посередине церкви были царские врата, на которых изображены четыре евангелиста. По стенам образа Христа Спасителя, Святого пророка Ильи, образ Богоматери («Болящим радостие»), Великомученика Иоанна воина, образ Рождества Богородицы и еще 15 образов. К церкви примыкала колокольня с 4 колоколами, самый большой из которых в 11 пудов.

В отличии от первого храма, второй был освящен во имя Казанской Божией Матери и имел придел во имя святого Ильи. В 1767 году эта церковь сгорела, но спустя 6 лет была построена новая церковь, освященная также во имя Казанской Божией Матери. Новая церковь была похожа на старую, но несколько меньше (длиной в 9 саженей и шириной 3 сажени 2 аршина), с 9 окнами. Так же, как и сгоревшая церковь, она была крыта тесом и имела одну главу, обшитою деревянной чешуею. Крест железный, позолоченный. Резные царские врата вызолочены и на них так же изображены 4 евангелиста. Резной иконостас лазоревого цвета с вызолоченной резьбой. В новом храме было 33 образа. В приходе церкви было 266 дворов с 1079 прихожан мужского пола и 1131 женского пола {ГАСО, ВФ, Ф.81, Оп.2, Св.7, Д.39, Л.15-17, 1769.}. В этом храме до 1785 года служил священник Дементий Иоаннов, которого сменил бывший дьячок этого села, рукоположенный в священники о. Андрей Ананьев. В 1819 году Андрей Ананьев умер «в глубокой старости» за штатом.

Причет села Ильинского жил бедно. Быт священника мало отличался от крестьянского. По преданию, священники Дементий Иоаннов и Стефан Иоаннов своими руками обрабатывали землю, одевались в домотканую одежду и ходили в лаптях. Соха и борона не выходили из рук священников. Главный доход был за исправления треб и земля.

Со второй половины XVIII века, в связи с большим приходом, в храме служили два священника, дьякон, два дьячка и два пономаря. Вторым священником церкви по 1786 год был Стефан Иоаннов. Его сменил сын дьякона села Ильинского, бывший дьячок, рукоположенный в 1786 году в священники Иона Афанасьев. Как отзывались о нем современники, о. Иона был «без образования, но умный и дельный». До 63 лет прожил о. Иона и умер в 1818 году {СЕВ, 1871, №14, стр.490.}.

В 1673 году приход состоял из крестьян государственных имуществ, но в 1692 году государи Иоанн и Петр Алексеевичи пожаловали земли, включая села Ильинское, Архангельское, Устье, Субботники и Песочня, двоюродным братьям боярам Григорию Филимоновичу и Кондратию Фомичу Нарышкиным. Нарышкины разделили земли. Села Архангельское и Песочня с приходами остались за Кондратием Нарышкиным, а остальные селения за Григорием Нарышкиным. Около 1750-х годов село Архангельское было забрано в казну, а села Ильинское и Песочня остались за Нарышкиными.

В конце XVIII века село Ильинское принадлежало генерал-майору Алексею Ивановичу Салтыкову, а в начале XIX века - князю Павлу Петровичу Щербатову. К началу XIX века в приход села Ильинского входило 30 селений.

В начале 1800 года, от не загашенной после службы свечи, храм сгорел. Сгорели древние книги, образа, архив. Полностью сгорела колокольня. Немного удалось спасти. Среди спасенных вещей был и Антиминс, упомянутый ранее.

Летом того же года был построен новый деревянный храм, вблизи того места, где стоял сгоревший. Главный престол был освящен во имя Казанской Божией Матери, а придел во имя Святого Пророка Ильи. Колокольня к храму была построена только 1826 году. На ней был большой, в 70 пудов, колокол и четыре малые.

В отличии от первого храма, Ильинский храм начала XIX века был далеко не беден. В нем было десять священнических риз, две иконы - Спасителя и Божией Матери украшены серебряными ризами, весом более 28 фунтов. Эти иконы были пожертвованы церкви Тверскимим купцами Богдановыми и Нечаевыми, в 1830-х годах строившие барки на Гжати.

В этом храме с 1813 года по 1826 год служил священник Павел Васильевич Карцев, окончивший курс духовной семинарии. Это был первый священник в селе с богословским образованием. Очень мало прожил о. Павел. 5 июля 1826 года, в возрасте 37 лет, он умер. В конце своей жизни и службы Господу он занимал должность уездного благочинного.

Вторым священником церкви был Федор Ионович Назаревский, который служил в храме с 1819 года до своей смерти - 26 сентября 1835 года.

Так же до самой смерти служил в храме и священник Адриан Васильевич Спиридонов, в декабре 1826 года сменивший умершего священника о. Павла Карцева. По отзывам современников, о. Адриан «отличался особенной кроткостью и тихостью характера. Не корыстолюбив и не злопамятен». Он был частым гостем в приходских деревнях. Не останавливала его и эпидемия холеры. Заразившись, он умер летом 1848 года. Вторым священником с о. Адрианом с 1835 года служил Василий Никитович Чистяков. Его современники отзывались о нем, как «... об умном человеке, хорошем проповеднике, но строгом и взыскательном...» {СЕВ, 1871, № 14, стр.491.}. В 1840 году он был перемещен в село Спас-Телепнево.

С конца первой половины XIX века жизнь священнослужителей улучшилась. С 1847 года им было назначено жалование - 358 рублей 68 копеек на весь причт в год. Старший священник получал 141 рубль 12 копеек в год, младший священник - 105 рублей 84 копейки, дьякон - 52 рубля 92 копейки, дьячок - 35 рублей 28 копеек и пономарь -23 рубля 52 копейки в год.

В 1858 году, усердием управляющего имением графа Зубова Поликарпа Студенцова, в деревянной сторожке при церкви было открыто первое в селе приходское училище.

До 1860 года в Ильинском храме служили еще несколько священников. Вместо умершего Адриана Спиридонова непродолжительное время служил священник Евфимий Попов, которого в мае 1850 года сменил священник Петр Борисович Васильев, родом из села Субботники. Рано овдовев, о. Петр служил в церкви до октября 1859 года, а затем поступил в армейское духовенство.

С 1840 года на протяжении 14 лет в храме служил и священник Александр Тимофеевич Орлов. В 1854 году он поменялся местами со священником села Леонтьева (Вяземского уезда) Николаем Михайловичем Зверевым. О. Николай состоял в должности Сычевского уездного благочинного и в 1865 году перешел на протоиерейскую должность в Собор города Духовщины.

К 1860 году храм в селе обветшал и Преосвященный Антоний, Епископ Смоленский и Дорогобужский, побывавший в селе в 1863 году, предложил построить новый храм. Графиня Наталья Павловна Зубова, владевшая селом к этому времени, пожертвовала 1 десятину земли вблизи старого храма и 1500 рублей на строительство нового храма. Еще 300 рублей было церковных денег и 600 рублей на строительство храма пожертвовал староста церкви крестьянин Моисей Климов. 24 июня 1864 года был заложен новый каменный храм по проекту, выданному Смоленской чертежной комиссией. Руководил возведением храма строительный комитет, состоящий из пяти членов: двух священников, церковного старосты, волостного старшины и управляющего имением графини Зубовой. К 1868 году каменный трехпрестольный храм с каменной колокольней был возведен, но внутренняя отделка к этому времени еще не была сделана. Теперь в селе было два храма.

Служили в новом каменном храме священники Иаков Дмитриевич Брянцев (с мая 1860 года) и Александр Михайлович Александровский (с марта 1866 года). Не увидел нового храма священник Иоанн Полубинский, который умер «...от удушья и водяной болезни» 5 марта 1866 года. В 1871 году священник Иаков Брянцев был назначен благочинным третьего округа Сычевского уезда. Последним священником, служившим в храме до становления Советской власти, был священник И. Лебедев.

Состав селений в приходе храма изменялся незначительно. Так, за двести лет (с 1673 года по 1872 год) перестали существовать лишь две деревни - Ивники и Новая. Жители этих деревень были переселены помещиком в другие деревни. На месте пустошей и по их названиям возникло пять селений: Боковая, Валищи, Верейки, Плоская, Советовка. В 1870 году в приходе церкви было 420 дворов с 1822 душами мужского пола и 1972 душами женского пола. При церкви было 8 десятин усадебной земли, 30 десятин пахотной и сенокосной земли, из которых 3 десятины были под кладбищем. Еще 3 десятины земли под рекой Гжатью и 4 десятины из под вырубленного леса, т.е. не удобной земли.

В XIX веке село Ильинское от Щербатовых перешло к графам Зубовым как, впрочем, и многие округлежащие деревни: Колокольня, Черниково, Подъяблоня, Черная, Б.Подберезье, Благоносово (Мякотино тож), Зимино (Гончаровка тож), Артемово (Ежаково тож), Поклонная Гора (Киришкино)...{ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.8, Д.92, 1838.} Кстати, неспроста селение Колокольня имеет такое название. В глубокой древности это было село, в котором была церковь во имя великомученика Георгия Победоносца.

Известен ещё один храм, освящение которого относится к концу XVII века. Этот каменный храм во имя вознесения Господня с приделом великомученицы Параскевы, построенный в 1692 году в селе Хотьково, что в трех километрах севернее села Дугино. В конце XVIII века село Хотьково принадлежало графу Н.И.Панину.
В начале XIX века в храме служил священник Алексий Георгиевич Попов. 5 мая 1866 года в село был назначен новый священник - Григорий Евдокимович Ковалев. О. Григорий родился в 1839 году в семье священника села Мольгино. Окончил Смоленскую духовную семинарию в 1861 году. До перехода в село Хотьково Григорий Ковалев был учителем в селе Песочне. В 1894 году он был избран окружным духовником. Современники отзывались о нем, как о человеке «.. .простом и искренне - приветливым. Держал себя со всеми ровно.. .» {СЕВ, 1910, № 12-13, стр. 437.}. Выйдя за штат, о. Григорий переехал к сыну, тоже священнику села Покров-Курошь. 5 июля 1910 года, на 72 году жизни о. Григорий умер. В погребении приняло участие девять священников, три дьякона и несколько псаломщиков.

Много полезного в содержании хотьковского храма и прихода сделал сельский священник Василий Изгородин, но 1 апреля 1887 года он умер. Вместо него в храм села Хотьково был назначен священник Александр Лызлов. В начале XX века в селе было две церкви. Само село было торговым. В нем находилось 6 лавок, а крупные ярмарки собирались пять раз в году {И.И. Орловский, «Краткая география Смоленской области», См., 1907, стр.175.}.

Какими же были эти древние деревянные храмы XVI -XVII веков? Основным видом деревянных православных церквей, строящихся в этот период на Смоленщине, был «анбарный» тип. Церковь представляла собой четырехугольный сруб, над которым возвышался шатер - покрытие в форме высокой многогранной или четырехгранной пирамиды, которую, чаще всего венчала небольшая главка с православным крестом. Такой тип церквей в русском деревянном зодчестве применялся и в XVIII веке, но были и отличия, о которых еще будет сказано.

Закончился век XVII и с политическими переменами, реформами и новыми войнами, вступил в свои права век «осьмнадцатый». Старые, древние храмы ветшали и им на смену строились новые. И если в веке XVII храмы, в большинстве своем, строились из дерева, то в XVIII веке приблизительно половина всех построенных церквей была из камня. Особенно это относится к периоду правления императрицы Екатерины II. Строили на многие, многие века, а получилось... Впрочем, не будем торопить события. Сейчас мы в восемнадцатом веке.

В живописном месте, на левом берегу Днепра, не далеко от впадения в него речки Людовни, стоит и поныне небольшое село Спас. В былые времена село носило название Спас на Днепре, видимо для того, чтобы отличать от других одноименных сел уезда, да и соседних уездов. В этом селе стараниями священника Романа Исидорова в 1703 году был построен деревянный храм во имя Преображения Господня, а иначе Спас {Иеромонах Даниил (Сычев), «Вязьма», М., 1997, стр.195.}.  По названию храма получило свое название и село. Этот священник и стал первым настоятелем храма.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Спустя 92 года, вместо обветшавшего деревянного храма, на средства «...Его Сиятельства генерал-аншефа и разных орденов кавалера» графа Петра Ивановича Панина был построен новый каменный храм во имя Преображения Господня с приделом во имя Божией Матери Одигитрии. Храм был построен в стиле классицизма с элементами барокко. Эти элементы частично сохранились и поныне на плоских ленточных обрамлениях. Князем Салтыковым храму была пожертвована икона Божией Матери Скорбящей «.. .замечательная по ценности». Футляр иконы серебряный, риза из червонного золота, унизанная жемчугом. По краям и на венцах Богоматери и младенца Иисуса - драгоценные камни {Н.В. Трофимовский, «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», СПб, 1864, стр. 369.}.

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, СЕЛО СПАС
ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, СЕЛО СПАС

С начала XIX века до 40-х годов в этом храме служил священник Сергий Иванович Калютин, а в 20-е годы еще и священник Василии Филиппович Барсов.

Спустя ещё 66 лет, в 1858 году, когда в селе проживало более 100 жителей, был построен еще один каменный храм, освященный во имя Преображения Господня. В 1889 году прихожане церкви пожертвовали 910 рублей на приобретение нового колокола.

Вернуться к книге
В. Б. КАПЛИНСКИЙ
Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии

Обсуждение

blog comments powered by Disqus