ГОРОДСКИЕ ХРАМЫ И СВЯТЫЕ ОБИТЕЛИ

Среди обширных полей, в междуречье Вазузы и Лосьмины, по велению Екатерины II, дворцовое село Сычовки стало городом. Самый северо-восточный город на Смоленщине, с обширными просторами, именуемыми Сычевским уездом, занимали «угловое» положение, вдали от основных трактов. Однако, благодаря важной водной артерии - реки Вазузы, город быстро развивался и вскоре, несмотря на небольшую численность населения, занял ведущее место среди городов Смоленской губернии. Но, вернемся на несколько веков назад.

В 1493 году Сочовки {Здесь и далее название города (села) в соответствии с рассматриваемым временем.} стало дворцовым селом. Упоминание летописцем слова село означает наличие в поселении православной церкви, местоположение и название которой, по-видимому, утрачено навсегда.

К началу XVIII века, в селе была одна деревянная церковь, построенная еще в XVII веке и освященная во имя Николая Чудотворца. По старинным архивным описаниям в этой церкви были серебряные и позолоченные образа Божия Милосердия, Пресвятой Богородицы Одигитрии, лик Пророка, образ Николая Чудотворца с житием с венцом серебряным позолоченным, образ Святого мученика Георгия с таким же венцом. В киотах образа Всемилостивого Спаса и Святой мученицы Парасковии, и еще десять икон. В глубине храма деревянные царские ворота. На престоле образ Пресвятой Богородицы Знамения. Рядом Евангелие печатное, обрамленное в позолоченное серебро. Кресты в окладе серебряном и медное паникадило. Были в церкви и старинные печатные книги апостолов Петра и Павла. В начале XVIII века в этом храме служили священники Лука Ифин и Александр Корнилов, дьячок Ефимко.

Рядом с церковью находилась деревянная колокольня. Самый большой колокол на ней был весом в одиннадцать пудов. {Государственный архив Смоленской области (ГАСО), Вяземский филиал (ВФ), Ф.83, Оп.1, Св.2, Д.32, Л.З.}

В 1744 году в священники Николаевской церкви села Сычевок был посвящен Николай Прокопьев. Отец Николай в духовных заведениях не обучался, был малограмотен. «За нескорым пониманием ума своего...» из десяти заповедей Господних смог изучить только восемь. {Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ), 1887, № 2, стр. 88.} Все остальное «уразумел» со слов обучающего его иеромонаха Илариона. В этом же году причт церкви состоял из двух священников, двух дьяконов и двух причетников. Приход церкви был очень не велик - 169 дворов с 1363 душ обоего пола.

Шли годы. Дворцовое село Сычовки разрасталось, крепло экономически, что не могло быть не замеченным, и в 1776 году Указом Императрицы Екатерины II Сычовкам был присвоен статус уездного города Смоленского наместничества. Но до этого радостного дня для Сычовки было еще одно, не менее радостное событие. Годом ранее, в 1775 году, была закончена отделка последнего придела Соборного храма. Сам же храм, стараниями прихожан, был построен в 1759 году и освящен во имя Вознесения Господня - главный престол. При Соборе было два придела во имя Николая Чудотворца и великомученика Феодора Стратилата. До начала строительства Соборного храма на этом месте стояла деревянная церковь.

В 1798 году Соборная церковь была «вновь оправлена». Стены главного престола отделаны под палевый мрамор, поставлен резной иконостас, вызолоченный червонным золотом.

СОБОРНЫЙ ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
СОБОРНЫЙ ХРАМ
ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Высоко взметнулись в небо соборные купола, видимые за многие версты. Собор был трехъярусный. Второй и третий ярусы в плане восьмиугольники. Третий ярус - восьмиугольный барабан, уменьшаясь в площади, венчался небольшим куполом, окруженным четырьмя главками. Благодаря высоким узким окнам, расположенным в каждой из сторон восьмиугольных ярусов, достигалось хорошее верхнее освещение храма. Уравновешивала композицию огромная пятиярусная колокольня.

Въезжая в Сычовки по улице Ржевской (ныне улица Б.Пролетарская), Соборный Вознесенский храм представал во всей своей красе и, без преувеличения, он был величественен и не только в масштабах уездного города. Нынешний спортзал у городского сада - один из бывших приделов - все, что осталось от храма.

Первым настоятелем Соборной церкви был протоиерей Семеон Успенский. В храме с ним служили священники Исидор Емельянов и Семеон Иванов, умерший 4 сентября 1783 года. Вместо священника Семеона Иванова для службы в храме был назначен священник Никита Канокотин. Кроме священников в Соборе служили два дьякона, четыре дьячка и четыре пономаря. {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.2, Д.42, Л.2.}

В 1775 году, было создано Сычевское духовное правление, возглавляемое протоиереем Семеоном Успенским. В 1790 году из Москвы была доставлена одна из главных реликвий Собора - сделанное по заказу Евангелие. Богато украшенное напрестольное Евангелие было длиной 1 аршин с вершком (75,5 см) и шириною 12 вершков (53,3 см). Все оно было обложено серебром с позолотою. Одного серебра было 21 фунт 15 золотников (8,664 кг). Все же Евангелие весило 2 пуда 10 фунтов (36,857 кг). {«Смоленские губернские ведомости», № 5, 1846 г.} В Соборе находилась древняя икона Николая Чудотворца.{Н.В. Трофимовский, «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», СПб, 1864, стр. 368.}

К 1807 году приход Соборной Вознесенской церкви составлял 581 двор (с некоторыми окрестными деревнями), 3094 души мужского пола и 3360 душ женского пола. {ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.6, Д.83. }

С августа 1807 года настоятелем храма становится благочинный протоиерей Никита Канакотин, возглавивший и Сычевское духовное правление, в состав которого входили священники Соборной церкви Евграф Срединский и Василий Соколов.

Жизнь духовная тесно связана с жизнью мирской, являясь неотъемлемой ее частью, со всеми радостями и огорчениями. Были огорчения и в жизни храма. В апреле 1807 года протоиерей Соборной церкви Семеон Успенский обращается в Сычевское полицейское правление с жалобой на дьячка Андрея Васильева « ...на черезмерное пьянство и устройство беспорядка в церкви...», за что «...взять его под стражу до выяснения вопроса о краже из церкви вещей...».{ГАСО, ВФ, Ф.53, Оп.З, Св.4, Д.26, Л.288. }

В середине 1830-х годов в Соборной Вознесенской церкви служили священники Иосиф Никитович Канакотин (умер в 1850 г.), Иоанн Абрамович (Аврамиевич) Нечаев (1810-1869), Всеволод Алексеевич Белявский, дьяконы Алексей Стриганов, Митерий Кудрявцев, дьячок Николай Смирягин, пономари Иоанн Строганов, Георгий Пискунов, Стефан Сергиевский. {ГАСО, ВФ, Ф.53, Оп.2, Св.17, Д.250.} В эти года настоятелем храма был протоиерей Василий Соколов. Священники Всеволод Белявский и Иоанн Нечаев в 1850-х годах входили в состав Сычевского Духовного правления.

СОБОРНЫЙ ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
СОБОРНЫЙ ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

В городе Сычевке священник Иоанн Нечаев жил в своем собственном доме по улице Артемовской (ныне улица Крыленко). Похоронен иерей Нечаев на сычевском городском кладбище, где до настоящего времени сохранилась его могила.

В 1848 году настоятелем Соборной церкви становится священник Петр Афонский. В том же году Петр Васильевич Афонский был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным города Сычевки и уезда. Он же возглавил и Сычевское духовное правление, оставаясь во главе его до середины 1860-х годов. За заслуги перед русской православной Церковью и Отечеством Петр Афонский был награжден набедренником, скуфьею (1844 г.), камилавкою (1851 г.), наперстным золотым крестом (1856 г.), орденом Святой Анны III степени (1863 г.) и орденом Святой Анны II степени. {ГАСО, ВФ, Ф.54, Оп.1, Св.4, Д.15, Л.13-14.}

Родился Петр Афонский в 1808 году в селе Сережань Вяземского уезда в семье причетника. Окончив Вяземское духовное училище, он поступает в Смоленскую духовную семинарию, которую оканчивает с аттестатом 1 разряда. По отзывам современников, он был тихого нрава, разговорчив, прост, некорыстолюбив и за это любим всеми горожанами. Известно, что в городе Сычевке протоиерей Петр Афонский проживал в своем собственном деревянном доме на каменном фундаменте по улице Лосминской (ныне улица Ломоносова).

Умер протоиерей Петр Васильевич Афонский 20 сентября 1872 года и был похоронен в городе Сычевке. При его погребении присутствовало восемь священников. Не стало «...благоговейного служителя церкви, ревностного проповедника слова Божия...» {СЕВ, 1872, №24, стр. 858. } - как писали о нем современники.

В этот же период в Соборной церкви служил священник Парфений Навроцкий, который со своей семьей проживал по улице Зубцовской (ныне улица Станционное шоссе). В 1849 году о. Парфений скоропостижно умер, оставив четырех малолетних детей.

В 1860-х годах Соборная церковь на Городовой площади содержит каменные одноэтажные лавки, в которых продавались «...церковные товары, свечи и прочее».{ГАСО, ВФ, Ф.З, Св.2, Д.28, 1863. } За торговлю церковь платила в городскую казну налог 7 рублей в год.

В 1874 году на вакансию старшего священника Соборной церкви определен 50-летний (1824 года рождения) священник Михаил Николаевич Соколов. Спустя год он возводится в сан протоиерея и становится городским благочинным - настоятелем Соборной церкви.

Михаил Николаевич Соколов, окончивший духовную семинарию в 1843 году, спустя два года поступил в Московскую духовную академию, но в связи со смертью отца - протоиерея села Ахтырки и просьбы матери, оставил академию и занял место отца. За службу Отечеству, в 1875 году он награждается орденом Святой Анны III степени. {ГАСО, ВФ, Ф.54, Оп.1, Св.6, 1873-1876.} Позже священник Соколов был награжден орденом Святой Анны II степени. До 1886 года протоиерей М.Н. Соколов служил городским благочинным, а затем, по состоянию здоровья, был переведен в село Высокое, в домовую церковь имения графа А.Д. Шереметева. Отец Михаил пользовался необычайным авторитетом и уважением у прихожан. 13 июля 1889 года на 66 году жизни М.Н. Соколов умер в селе Высокое. 12 прихожан села Ахтырки 25 верст из села Высокое несли на руках тело с гробом любимого священника. Он был похоронен в селе Ахтырки, где когда-то служил.

В 1874 году настоятелем Соборной церкви становится священник Василий Крапухин, который являлся городским благочинным. Родился Василий Иоанович Крапухин в 1835 году. Окончил Смоленскую духовную семинарию в 1857 году. В Соборной церкви служил с 1861 года. 20 января 1866 года он был награжден набедренником. {ГАСО, ВФ, Ф.54, Оп.1, Св.4, Д.15, Л.Моб.} С 1882 года о. Василий благочинный над благочинными. В период с 1865 года по 1877 год он преподавал Закон Божий в приходском училище. Двадцать лет прослужил в Соборной церкви о. Василий Крапухин, а затем стал настоятелем Благовещенской церкви. 1 ноября 1892 года священник Василий Иоаннович Крапухин умер от рака печени. При отпевании присутствовал протоиерей Соборной церкви Иаков Брянцев и десять священников. Очевидцы похорон вспоминали: «Народ, наполнивший церковь, не выдержал более и зарыдал, прощаясь с почившим пастырем. Плакали все - и священники и народ». {СЕВ, 1892, № 24, стр. 1205.} Похоронен священник Василий Крапухин на сычевском городском кладбище, но его могила не сохранилась.

В 1873 году был возведен в сан протоиерея Вознесенской Соборной церкви - перемещенный из Сычевской Благовещенской церкви, Тимофей Федорович Чернавский. Родился Тимофей Федорович в 1843 году в семье священника. В 1863 году он окончил Смоленскую духовную семинарию, по окончанию которой был в должности надзирателя-репетитора в Смоленском духовном училище. Затем он служил законоучителем в Вяземском духовном уездном училище. С 1870 года священник Сычевской Благовещенской церкви. За усердную службу по ведомству Министерства народного просвещения Высочайше награжден бархатной фиолетовой скуфьею в 1880 году, а в 1885 году бархатной фиолетовой камилавкою.
В конце XIX века о. Тимофей Чернавский возглавил Сычевское отделение Епархиального Училищного Совета, в состав которого входили священники Василий Афонский, Петр Смирягин, Николай Крапухин и Николай Соколов.

В 1880-х годах в храме служил священник Василий Иоаннович Афонский.

Не редки были пожертвования прихожан, горожан Сычевки и других городов на храм. В 1886 году церковный староста купец Синягин И.А. на устройство сторожки при Соборной церкви пожертвовал более 1000 рублей. А в следующем году купцами Синягиными был передан в Соборную церковь Государственный непрерывно доходный 4% билет в 500 рублей. Сделано это было согласно завещанию их матери Анастасии Синягиной, «на поминание ея». {СЕВ, 1887, №5, стр. 217.}

Знаменательное событие в жизни Соборной церкви и юрода Сычевки произошло в 1889 году. 15 июля псаломщик Павел Капустин был награжден Государем Императором золотой медалью с надписью «за усердiе» на Аннинской ленте для ношения на шее. Так была отмечена его 50-летняя, беззаветная служба Церкви Божией.

С 1886 года в Соборной Вознесенской церкви служил городской благочинный протоиерей Алексей Иоаннович Мирмиков - Магистр Богословия. {«Памятная книжка Смоленской губернии на 1900 год», См., 1899.} Алексей Калинников родился в селе Понизовье, Галичского уезда Костромской губернии. Фамилию Мирмиков Алексей получил учась в духовной семинарии. В былые времена, начальники учебных заведений, нередко, отличным ученикам меняли фамилии, давая новые, в которых выражались индивидуальные черты характера. Так Калинников стал Мирмиковым. По окончанию семинарии, как лучший воспитанник, он был определен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1854 году. С февраля 1855 года Алексей Иоаннович Мирмиков стал преподавателем Смоленской духовной семинарии, а в августе того же года был утвержден в степени магистра и звании профессора.

За верную службу Отечеству 6 мая 1897 года протоиерей о. Алексей был «Высочайше пожалован» орденом Святой Анны 2-ой степени. 14 лет о. Алексей служил в городе Сычевке. В начале 1900 года он совершенно теряет зрение. По собственному прошению он увольняется за штат. 21 октября 1904 года, после тяжелой и продолжительной болезни, на 80 году жизни, скончался протоиерей - магистр Алексей Иоаннович Мирмиков. Спустя несколько месяцев, 9 января 1905 года, умерла его жена.

С 1899 года в Сычевской Соборной церкви служил священник Симеон Иоаннович Крапухин. Отец Симеон родился в 1875 году в семье священника. В 1896 году окончил курс Смоленской духовной семинарии. За заслуги перед русской православной Церковью и Отечеством о. Симеон был награжден набедренником (1901 г.), бархатной фиолетовой скуфьею (1907г.), Святой Библией (1910г.), медалью в память участия в деятельности Общества Красного Креста во время русско-японской войны, медалью 300-летия Царствования Дома Романовых (1912г.), орденом Святой Анны III степени (1912г.) и камилавкою (1913г.). {ГАСО, ВФ, Ф.27, Оп.1, Св.1, Д.7, 1913.}

В следующем, 1900 году, настоятелем Вознесенского Собора становится протоиерей Иоанн Васильевич Соколов - приемник протоиерея Мирмикова. Иоанн Соколов родился в 1862 году в семье псаломщика села Хмелита. Окончил курс Смоленской духовной семинарии в 1883 году и был назначен священником села Коробец Ельнинского уезда. С 1888 года - священник Петропавловской церкви города Смоленска, затем законоучитель в 3-ем городском Смоленском училище. В 1897 году Иоанн Соколов переводится в Тихвинскую кладбищенскую церковь города Смоленска, и спустя три года - в Сычевку.

В 1930-е годы Соборный храм был закрыт, а затем, в годы Великой Отечественной войны, разрушен.

Еще в начале XIX века приход Соборной церкви был очень велик - более 6 тысяч прихожан. Всех верующих, особенно в престольные праздники, разместить в храме не было возможности. С каждым годом число прихожан возрастало. Вопрос о необходимости строительства в городе Сычевках еще одной православной церкви стоял очень остро, так как к началу XIX века кроме Соборной церкви, да кладбищенской, больше церквей не было. В начале июня 1823 года сычевское духовное правление получило долгожданный Указ Государя Императора за № 955 от 31 мая о строительстве в г. Сычевках каменной Благовещенской церкви. {ГАСО, ВФ, Ф.53, Оп.2, Св.10, Д.139, Л.29.} В тот же год, по проекту губернского архитектора Ф.П. Старикова, началось строительство храма. Для строительства использовался «местный» кирпич с завода купца Козьмы Рагутина, который в последствии стал церковным старостой и жертвовал на храм большие суммы - более 10 тысяч рублей серебром. Однако, строительство церкви, освященной во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, сильно затянулось. Как писали «Смоленские губернские ведомости» в 1846 году «...и до сего времени (церковь - В.К.) до конца не отделана». {«Смоленские губернские ведомости», № 5, 1846 г.} К этому времени был полностью закончен только один придел Богоявления. Во втором приделе Святителя Митрофана отделочные работы не были завершены. Тем не менее, служба в храме проводилась.

В 1847 году, не увидев полностью построенную церковь, Козьма Николаевич Рагутин умер. Но дело отца продолжил сын - Никита Козьмич Рагутин, став старостой и попечителем Благовещенского храма. Никита Рагутин «...устроил в храме великолепный резной иконостас, внутренние стены храма украсил хорошей живописью, вокруг церкви развел сад, обнес его деревянною оградою..., устроил каменную арку для ворот...». {СЕВ, 1873, № 24, стр.993-996.} Старание Никиты Рагутина было оценено по достоинству: несколько раз ему была объявлена Архипастырская благодарность, благословение Святейшего Синода, награжден похвальным листом и двумя медалями. Умер Никита Козьмич Рагутин 3 ноября 1873 года и был похоронен вблизи Благовещенской церкви в могиле его отца. На их могилах был установлен памятник, который до нашего времени не сохранился.

ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В Благовещенском церковном комплексе было ярко выражено проникновение классицизма в культовую архитектуру. Подтверждение тому - классический портик, ионические колонны, полуколонны, пилястры, украшающие церковь и трехъярусная колокольня, придающая ансамблю праздничную торжественность.

Первым настоятелем храма был священник Евграф Срединский, которого в 1831 году сменил священник Петр Афонский. {ГАСО, ВФ, Ф.83, Oп. 1, Св. 11.} Долгих 16 лет прослужил о. Петр в Благовещенской церкви. В 1848 году его сменил священник Василий Прокопиев. В 50-х годах XIX века настоятелем храма становится священник Лаврентий Медведков. В это же время он входил в состав Сычевского Духовного правления. С 1889 года в храме Благовещения служил священник Петр Иванович Смирягин, 1866 года рождения. Он в 1886 году окончил Смоленскую духовную семинарию. В 1916 году о. Петр - настоятель Благовещенской церкви был возведен в протоиерейский сан. За ревностное служение Русской Православной Церкви протоиерей Смирягин награждался набедренником, скуфьею, камилавкою и наперстным крестом. {ГАСО, ВФ, Ф.53, Оп.1, Св.1, Д.4.} Последним настоятелем (в дореволюционный период) храма Благовещения Пресвятой Богородицы был священник Николай Крапухин. Вместе с ним в церкви служил священник Петр Иванович Протопопов, 1868 года рождения. В 1913 году дьякон Петр Протопопов был рукоположен в сан священника Благовещенской церкви. За заслуги он был награжден серебряной медалью в память царствования Государя Императора Александра III и бронзовой медалью в 1897 году за участие в переписи населения.

Во время Великой Отечественной войны храм Благовещения Пресвятой Богородицы был разрушен до основания.

НОВЫЙ СВЯТО-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ХРАМ
НОВЫЙ СВЯТО-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ХРАМ

Только в ноябре 1994 года был создан приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, для чего приобретенное каменное здание по улице Пушкина было переоборудовано под молитвенный дом. 16 мая 1998 года Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил в молитвенном доме Божественную литургию. В 1999-2000 годах были проведены раскопки руин уничтоженного Благовещенского храма. С лета 2000 года, стараниями благочинного протоиерея о. Анатолия Чайкина, начались работы по строительству нового храма с использованием части фундамента храма XIX века. С 2004 года в новом храме стала проводиться служба.

К 1864 году в городе Сычевке было три церкви. {Н.В. Трофимовский, «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», СПб, 1864, стр. 369.}

Безусловно, необычайный художественный интерес представляет храм, который размещался на улице Гоголя (бывшая Б. Вяземская). Речь идет о храме, освященном в 1903 году во имя Святых Косьмы и Дамиана. В народе эту церковь называли Синягинской по фамилии сычевских купцов братьев Синягиных - Аркадия, Александра, Ивана и Николая и вот почему.

В 1900 году в Петербурге умер один из богатейших сычевских купцов Василий Кузьмич Синягин. Согласно его завещанию, на оставляемые им средства, в Сычевке должен быть выстроен новый храм. Свои средства предоставили и упомянутые братья Синягины, и в 1900 году по проекту архитектора Парланда началось строительство храма. Возведение церкви велось не только приезжими, но и сычевскими мастерами.

ХРАМ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА
ХРАМ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА

Храм был построен в, так называемом, неорусском архитектурном стиле. Для данного архитектурного стиля характерно сочетание элементов древнерусского и византийского зодчества. Открытая кирпичная кладка без последующей наружной штукатурки, позолоченный купол и главка, которыми был увенчан храм. Все это придавало церкви монументальную торжественность, горделивость и величие, и не могло не вызвать восхищения. За свою красоту и красный цвет стен церковь еще называли «красная». В конце 1910 года был освящен первый придел этого храма.

Служил в церкви Святых Косьмы и Дамиана священник Григорий Иоаннович Доронин, окончивший Смоленскую духовную семинарию в 1899 году. Отец Григорий перешел в этот храм из Сычевской Благовещенской церкви. В 1910 году он был награжден набедренником. {ГАСО, ВФ, Ф.55, Оп.2, Св.1, Д.49.}

В 1913 году настоятелем храма становится священник Иоанн Синявский. 27 февраля 1914 года он был награжден скуфьею.

В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты использовали эту церковь как место арестованных СД (тюрьма СД). При отступлении немецко-фашистских войск в марте 1943 года храм Святых Косьмы и Дамиана был взорван.

В том же году была разрушена и кладбищенская одноэтажная деревянная церковь на каменном фундаменте во имя Рождества Богородицы, хотя, в период оккупации в этой церкви было разрешено проведение службы. Эта церковь была построена на средства горожан и в конце XVIII века размещалась на Ржевском тракте не далеко от кладбища. Со временем кладбище расширилось, приблизившись к церковным стенам. У этих стен находили последний приют крестьяне и солдаты, мещане и купцы, священники и дворяне...

Этот городской храм в настоящее время как-то незаслуженно забыт. А ведь размещался он на одной из центральных улиц города - Ржевской (ныне Б. Пролетарская), вблизи нынешнего электродного завода. На дореволюционных фотоснимках отчетливо виден высокий деревянный храм по правой стороне улицы. Это Серафимовская церковь. Храм этот был построен в начале XX века «напротив дома призрения» Свято-Троицкой женской общиной, основанной в Вяземском уезде священником о. Павлом Троицким. Священниками этой церкви были о. Василий Овсяников и о. Михаил Назаревский (с октября 1908 года).

О. Михаил имел все установленные по духовному ведомству награды. Был он награжден и орденом Святой Анны 3 степени. {СЕВ, 1914, № 11, стр. 399-402.}

13 мая 1919 года в кузне на улице Большой Пролетарской возник пожар. От этого пожара выгорело три квартала по этой улице и два квартала по соседней улице. В числе сгоревших домов оказалась и Серафимовская церковь.

На месте нынешнего здания местной администрации до начала 1950-х годов стоял храм во имя Николая Чудотворца. По решению Смоленского исполнительного комитета храм был закрыт, а затем разрушен. Это была одна из поздних построек сычевских храмов по, так называемому, «утвержденному проекту», который не претендует на оригинальность. Каменное здание церкви с одним куполом. Колокольня «уступила место» небольшой звоннице. После разрушения этого храма, кирпич вручную прихожанами переносился на новое место, далеко за реку Вазузу, на земли, где с 1903 года по 1917 год находилась женская община. Строительство нового храма велось на месте бывшего трапезного храма общины под руководством протоиерея Виктора Никольского. 1 января 1961 года храм был освящен. В настоящее время храм действующий. В храме хранится Святой Антиминс, освященный в 1888 году архиепископом Смоленским и Дорогобужским Нестором Метаниевым для Сычевского Казанского мужского монастыря. В приход этой церкви, в 1958 году, Святейшим Патриархом Алексием I была пожертвована икона Казанской Божией Матери, которая вместе с иконой Животворящей Троицы была похищена в 1994 году.

Однажды, сычевский мещанин Андрей Григорьевич Боушев, достигнув 33-х летнего возраста, решил странствовать по святым местам. Он побывал в Киеве, Сергиево-Троицкой лавре, Новом и Старом Иерусалиме, Воронеже, Почаевской лавре, Соловецком монастыре и других святых местах России. Во время странствий он встретился и подружился с купеческим сыном из Тульской губернии города Епифани Дмитрием Гавриловичем Суровым. Вскоре, став близкими друзьями, они решают вместе посетить святые места Палестины и святую Афонскую гору. Достигнув святых мест, они приняли постриг в рясофорные монахи, получив имена: Антоний - Боушев и Михаил - Суров. Полгода они прожили на горе Афон. Михаил на свои средства задумал построить монастырь в России и Антоний предложил местом для строительства монастыря выбрать город Сычевку. Старцы Святой Горы одобрили этот замысел и благословили их иконою Казанской Богоматери, которую друзья забрали с собой.

СЫЧЕВСКИЙ КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
СЫЧЕВСКИЙ КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Дмитрий Суров (Михаил) получил от отца наследство в 12 тысяч рублей и лесную дачу в Воронежской губернии в 211 десятин, оцененную в 25 тысяч рублей. Все эти деньги были пожертвованы для строительства монастыря. Таковы алкания русской души - отвержение себя, жизнь в Боге и для Бога. Путь многих русских подвижников - отречься от земных благ, чтобы добыть себе сокровища нетленные и некрадомые.

Прибыв в Сычевку, Михаил и Антоний получили от городских властей разрешение на строительство монастыря. Для этой цели им было пожертвовано 38 десятин земли в 1 версте от города на правом высоком берегу реки Вазузы. В 1863 году были построены деревянный дом с домовою церковью, небольшой деревянный дом для богомольцев и скотный дворик. В 1864 году Сычевский Казанский заштатный монастырь был учрежден указом Святейшего Синода. К этому времени в монастыре было около 30 послушников.

22 мая 1864 года обитель была открыта. На следующий день Преосвященнейшим Антонием Епископом Смоленским и Дорогобужским была освящена церковь во имя Архистратига Михаила. К сослужению с Его Преосвященством были назначены: игумен Колочьского монастыря Митрофан, возведенный во время Литургии в сан Архимандрита, кафедральный протоиерей Павел Жданов, городской протоиерей Петр Афонский, благочинные священники Петр Успенский, Павел Эльманович, Николай Зверев, священники Семеон Успенский, Василий Крапухин и прочие городские и сельские священники. В день открытия монастыря от городского Собора до обители состоялся крестный ход. Впереди шли певчие из собора и клирошане из числа городских и сельских причетников, которые попеременно пели «Еже радуйся Ангелом приижшая». За ними шествовали священники, которые несли два больших запрестольных креста из Собора и два фонаря. Далее несли иконы Благовещения, Покрова Богородицы, Казанской Божией Матери, Святителя Митрофана (из Благовещенской церкви), Одигитрии, Иверская Богоматери, Воскресения Христова, Святителя Николая и Святителя Тихона (из Собора). Все иконы несли священники. По сторонам главной иконы - Одигитрии шествовали по два священника. За иконой, в полном святительском облачении, шел Преосвяшеннейший Антоний. Эта процессия растянулась более чем на четыре версты, в которой участвовало около десяти тысяч человек. Как выразился очевидец этого крестного хода: «Это было торжество православия и иноческого подвижничества».

В том же 1864 году, к двум строителям монастыря присоединился третий - 28-летний троюродный брат Антония Никита Федорович Боушев, в последующем Никандр. Для богослужения в монастырском храме из Вяземского и Колочского монастырей было вызвано по одному иеромонаху.

В 1865 году камердинер Высочайшего Двора Тимофей Афанасьевич Хренов на собственные деньги начал строительство каменного собора.

Первым управляющим монастырем был иеромонах Паисий (до 1866 года), а Никандр стал экономом. Затем игумен Иоиль (1866-1870 г.г.) и иеромонах Гервасий с 1870 до своей смерти в 1874 году. С 18 сентября 1874 года настоятелем монастыря стал иеромонах Никандр (Никита Федорович Боушев), в последующем священно-игумен. О.Никандр приложил много старания для процветания монастыря; он расширил братский корпус, перестроил скотный двор, развел фруктовый сад, построил двухэтажный каменный дом для приема странников-богомольцев. За свои заботы о монастыре о. Никандр 18 сентября 1875 года был награжден набедренником. В 1876 году было закончено строительство каменного монастырского трехпрестольного собора. Главный престол во имя Казанской Божией Матери, южный - во имя Преподобного о. Сергия Радонежского и северный - во имя Святителя и Чудотворца Николая. В июле 1876 года храм был освящен. Государыня Императрица Мария Александровна (супруга Александра II) пожертвовала в новый храм резной дубовый иконостас со всеми иконами. {СЕВ, 1896г.,№11,стр.554-558.} 7 июля 1876 года о. Никандр был возведен в сан игумна.

В 1879 году было начато строительство второго двух-престольного храма. Возведение храма было закончено в 1888 году. Главный престол - во имя Федоровской Божией Матери, а второй престол - во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Для монастырской колокольни игуменом Никандром был приобретен колокол весом в 214 пудов. В том же году он открыл церковно-приходскую школу и построил для школы новое здание. В 1888 году о. Никандр Священным Синодом был награжден наперстным крестом.

Как отмечали современники о. Никандра, он был «великий труженик», при этом отмечая, что обычно он вставал в 3 часа по полуночи. Ходил по кельям и будил братьев - монахов. Через полчаса он приказывал звонить к утрене и всегда приходил в церковь первым. Человек с «прямой натурой и могучей волей». {СЕВ, 1896, №7, стр. 381.}

24 ноября 1888 года указом Смоленской духовной консистории о. Никандр был назначен благочинным над Поречской Ордынской пустыней. За заслуги перед отечеством о. Никандр в 1893 году был награжден орденом Святой Анны 3 степени.

3 декабря 1895 года священно-игумен о. Никандр умер. Ежедневно проститься с ним приходило до 300 человек. Похоронен о. Никандр в монастыре, вблизи храма. На похоронах присутствовало более 1000 горожен и крестьян.

Позже в монастыре была построена и третья церковь, освященная во имя Покрова Божией Матери.

С 1896 года настоятелем монастыря стал игумен Александр (в миру Николай Шахов, из рода Петербургских купцов). Указом Святейшего Синода число монахов для монастыря определено не было. Монастырь мог иметь братии столько, сколько сможет содержать по своим средствам.

А где же основатели монастыря? Андрей Григорьевич Боушев - иеромонах Антоний перешел в Юхновский монастырь. Дмитрий Гаврилович Суров - о. Михаил до конца своей жизни остался послушником в Сычевском монастыре.

8 июля (ст.ст.) в празднование иконы Казанской Божией Матери в монастыре собиралось более 1000 богомольцев, которые совершали крестный ход вокруг обители.

Пожертвования для монастыря не были редкостью. Так, в 1899 году крестьяне Дмитрий Телепов и Александр Флоров на ремонт Казанской и Покровской церквей Казанского монастыря сделали пожертвования в 700 рублей. {СЕВ, 1899, № 23, стр.1244.}

На берегу реки Вазузы, вблизи деревни Забелине, среди огородных участков есть место, поросшее кустарником и бурьяном. В этом месте до сих пор лежат массивные каменные глыбы - все, что осталось от Казанского монастыря. В годы Великой Отечественной войны он был разрушен, как и многие, многие храмы.

Въезжая в город Сычевку со стороны Вязьмы, еще издали бросается в глаза серебристый купол с вызолоченным крестом, вознесшийся к небу. Вознесся храм из забвения и вместе с ним вознесется наша духовность и вера.

Вернуться к книге
В. Б. КАПЛИНСКИЙ
Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии

Обсуждение

blog comments powered by Disqus