Историческое и социально-экономическое развитие славного купеческого города Гжатска

Л.В. Шалыгина, заведующая историко-краеведческим отделом
СОГУК «Музей Ю.А.Гагарина», г. Гагарин

Город Гжатск является одним из тех городов России, которые возникли в процессе экономического подъема страны в I-ой четверти 18 века.
Своё название город Гжатск получил от реки Гжати, на берегах которой он возник.

Первоначально история города тесно связана со славной для России Северной войной. У стен шведской крепости Ниеншанц был заложен город Санкт-Петербург, который с 1712 года стал новой столицей России. Для снабжения столицы хлебом и иными товарами началось строительство Вышне-Волоцкой судоходной системы.

Река Гжать, входившая в эту систему, и привлекла Петра I своим удобным расположением и близостью к центральным хлебородным областям России.

11 ноября 1719 года за Гжатской пристанью закрепились государственные права. Петр I принял энергичные меры к её заселению. Он приказал переселить на Гжатскую пристань богатых купцов и торговых людей из соседних городов: Вязьмы, Можайска, Верии, Боровска, Калуги. За два года было переселено до 20 купеческих семей. Население города Гжатска состояло из купцов, плотников, привлечённых сюда для постройки барок - плоскодонных кораблей. Барки были размером 36 метров в длину и 8 метров в ширину с осадкой в воде до 70 см., поднимали до 130 тонн груза.

Гжатская пристань - это название собирательное. В систему Гжатских пристаней входило около 40 пристаней, расположенных по течению реки Гжати. Ежегодно с Гжатской пристани сходило в первой четверти 18 века до 1500 судов.

Первый гжатский хлебный караван из 50 барок прибыл в г. Санкт-Петербург в 1718 году. И велика была заслуга Гжатской пристани в снабжении хлебом и другими товарами новой столицы государства. Петр I назвал Гжатскую пристань «житницей Петербурга». И в знак признания заслуг повелел построить царский дворец на берегу Гжати, что и было исполнено. Дворец был срублен из дуба на левом берегу в красивой кленовой роще, на возвышенном месте на полуострове, образованном изгибом реки.

Возникновение судоходства на Гжати и строительство пристаней вызвало к жизни многочисленные производства: судостроение, кузнечное, чугунно-литейное, кирпичное, кожевенное, стекольное, мукомольное, полотняное и другие.

Суда (барки) строились в сёлах: Субботниках, Златоустове, Пуркесве, Чернейках, Храмцове и других сёлах и деревнях. Круглый год шло строительство плоскодонных судов, получивших название барок.

Барка, отправленная в Петербург, не возвращалась обратно, а разбиралась на дрова. Суда водили лишь по весенним водам, сразу же по вскрытии льда. Уровень воды до 5 метров позволял пройти судам и держался до 10 дней. Малейшее запоздание с доставкой грузов наносило большой ущерб.

Если в период своего возникновения Гжатская пристань была главным перевалочно-транзитным пунктом для отправки сельскохозяйственных грузов, то со второй половины 18 века она стала распределительным центром металлических изделий. Возникшие невдалеке от Гжатской пристани металлургические заводы вывозили свои готовые изделия в Петербург или за границу именно через Гжатскую пристань. Здесь погружалась продукция Брынского и Дугненского металлургических заводов Никиты Демидова (сына основателя уральских демидовских заводов). К Гжатской пристани тяготели доменные и молотовые заводы тульского промышленника Маслова.

Брынский молотовый завод находился на реке Брыне, притоке Жизоры, в 150 км. от Гжатска; дугненский доменный завод - на Дугне, притоке Оки, под Алексином.

Для сооружения одной барки в 1802 году покупалось лесу и досок на 180 рублей, пакли на 2 рубля, скоб железных 5 тысяч штук на 12 рублей 50 копеек, гвоздей разного сорта 2 пуда (32 кг.) на 8 рублей, мелкого леса на 20 рублей 80 копеек, пеньковых снастей 115 пудов на 37 рублей. Вся барка обходилась гжатским купцам в 312 рублей 30 копеек. А в 1823 году на Гжатской пристани барка стоила от 800 до 1000 рублей.

К сожалению, очень редко встречаются дневники и воспоминания промышленников того времени, а что касается купеческих сочинений XVIII века, они представлены единственной летописью тверского купца Михаила Тюльпина. Совсем недавно нашему историко-краеведческому отделу была подарена книга Орешниковым из г.Москвы, называется «Журнал или записка жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова».

Иван Алексеевич Толченов - Дмитровский купец - его публикация относится к числу уникальных источников. Он пишет: «Девятого мая 1770 года после полудня поехал в г. Волочок на барке, которые шли с Гжатской пристани и по реке Тверце.
Барки отправляли гжатские купцы Иван Пименович Шкурин и Решетников Нефёд.
13 мая приехал в Волочок и тут с барками стояли долго. На Волхове в Кривом Колене стояли четверо суток на одном месте. 19 мая приплыли благополучно в Ладогу. 24 мая шли уже по Неве, а 25 мая прибыли в Санкт-Петербург».
Далее следует: «Покупка хлеба в 1770 году была только в Орле и куплено муки ржаной - 7500 кулей от 1 рубля 40 копеек до 1 рубля 60 копеек за один куль, круп гречневых и гороху - 200 четвертей, пшеницы - 300 четвертей. Всё гужем было перевезено на Гжатскую пристань и отправлялось на барках в Санкт-Петербург».

Из этих материалов-фактов можно сделать вывод, что гжатские купцы проделывали свой водный путь на барках с Гжатской пристани до северной столицы Санкт-Петербурга в течение трёх недель, и по каким ценам и какие продукты закупали и в каких городах и губерниях.

Большой вклад в историю отечественного производства внесло гжатское купечество, прославившееся своим предпринимательством, просвещённостью и милосердием.

Начало развития мануфактурного производства в Гжатске связано с купцами Афанасием Чешихиным, у которого работало 500 ткачей на полотняной мануфактуре, и купца Самбурова - у него числилось 350 рабочих на парусинной мануфактуре, производивших до 100 тысяч аршин парусины. Изготовлялась у Самбурова и пеньковая пряжа для канатов и полотна.

В начале 19 века изготовлением пряжи занимались 370 окрестных крестьян, работавших на дому на основе вольного найма. Купцы, владельцы мануфактур пользовались государственными привилегиями и являлись непосредственными участниками и руководителями процесса образования всероссийского рынка.

Гжатское купечество являлось одним из самых богатых в Смоленской губернии. По уровню товарообмена Гжатский уезд был на 2-ом месте в губернии.

В 1724 году в сельце Новом Гжатского уезда была основана первая в России стекольная фабрика гжатским купцом Василием Мальцевым (позже он передал мануфактуру своему сыну Якиму) по производству оконного, каретного стекла и по производству посуды из бесцветного и зелёного стекла, хрустальной посуды, украшенной позолотой и гравировкой. Изделия стекольной фабрики с сельца Новое шли через Гжатскую пристань в столицу Санкт-Петербург. Четверть века спустя около 500 человек из числа работавших на фабрике были переселены на Владимирщину. Они стали первыми жителями посёлка Гусь и первыми мастерами - стеклодувами основанного там завода. Ныне этот поселок славится своими изделиями из цветного хрустального стекла и известен всему миру как город Гусь-Хрустальный.

Основной формой государственной торговли становились ярмарки, которые приобретали всероссийское значение. Город Гжатск славился Казанской ярмаркой, получившей своё название по расположению на площади Казанской церкви (точнее церкви Богоявления с приделом Казанской Божьей Матери), более двух веков подряд проводившейся ежегодно 21 июля. Съезжались на неё купцы из Смоленска, Москвы, Калуги, Владимира, Дорогобужа, Вязьмы, Серпухова, Вереи и многих других городов.

На ярмарке продавали скот, товары местного производства: пеньку, лён, масло, сырые кожи, щетину, гончарные изделия, валяную обувь. Привозили купцы на торговлю столичные товары: немецкие сукна, шёлковые ткани, разные меха, чай, кофе, сахар, мёд, шляпы, шапки, конский снаряд, фарфоровую, стеклянную и другую посуду и многие-многие другие товары.

На ярмарке устраивались разные увеселительные балаганы и карусели.

Гжатские купцы, зарабатывая огромные деньги, никогда не забывали жертвовать немалые денежные средства на строительство церквей, храмов, школ, училищ и прочие нужды города и уезда.

Именитые гжатские купцы города в 1803 году на свои средства открыли в городе Смоленске коммерческое училище, где готовили для себя коммерсантов, механиков и навигаторов для заморской торговли.

Городской Голова Степан Церевитинов, именитый гражданин Григорий Чароков, купец I-ой гильдии Егор Фёдоров, Иван Фёдорович и Иван Иванович Церевитиновы дали по 1000 рублей каждый на содержание класса коммерческих наук в г. Смоленске, а купец Иван Кузьмич Жуков 300 рублей. Анна Ивановна Комарова - местная меценатка, фабрикантша - на свои средства построила Благовещенский собор. Затрачено было 150 тысяч рублей, рядом была построена колокольня, на её строительство Анна Ивановна израсходовала 27 тысяч рублей. Купец Будников отказал городу два доходных билета по 10000 рублей каждый.

Женское приходское училище было открыто на средства купца Тихонова.

Во второй половине 19 века началось строительство Московско-Брестской железной дороги, которая должна была пройти в 16 километрах от города Гжатска. Но только благодаря купцу И.С.Комарову - одному из самых крупных торговцев города, почётному гражданину - дорога прошла через город. Также купец Комаров подарил городу большой 3-х этажный каменный дом под городской общественный банк.

Эти факты ярко свидетельствуют о богатстве гжатских купцов того времени.

Железная дорога связала город Гжатск со многими городами страны. Начинается новый подъем производства и экономики города.

Растут такие отрасли хозяйства, как льноводство и мясомолочное животноводство. Лён продавали большими партиями торговцам льна, отсылали его за границу в Ригу и другие торговые центры России.

Льняной торговлей занимались гжатские купцы Иван Иванович Власов и Николай Николаевич Давыдов, рыбной и мясной торговлей - Матвей Васильевич Тихонов и Николай Иванович Дружинин.

Экономический подъём сопровождался вводом в действие железной дороги.

Невиданного масштаба к 1900 году достиг товарооборот. В уезде было 578 торговых точек с оборотом 4,6 млн. рублей, функционировали 154 мелких предприятия. Хорошо известны были в России две фабрики по изготовлению изразцов купца Пономарёва.

К началу XX века в Гжатске действуют 5 кирпичных заводов, мастерская сельскохозяйственных орудий, 2 пивоваренных завода, лесопильный завод в селе Мокрое, шёлкоткацкая фабрика в Корытовской волости, вышивальная фабрика в Новопокровской волости. Производство сельскохозяйственных орудий купца Самородова было одним из самых крупных.

500 гжатских девушек из мещан занимались вышиванием гладью белья и платков по заказу московских магазинов и фабрик. Вышивки эти имели очень красивый и изящный
вид.

Таким образом город Гжатск являлся одним из наиболее развитых в промышленном отношении уездных городов Смоленской губернии.

Рос и культурный потенциал населения города. Уровень грамотности достиг у мужчин 34%, у женщин - 21%.

Исторические данные подтверждают, что гжатские купцы были самыми интеллигентными в Смоленской губернии.

В Гжатске имелся тенистый красивый городской сад, куда по вечерам сходилась молодёжь. В саду устраивались гулянья с музыкой и фейерверком, зимой на пруду посреди этого сада устраивался каток, на котором проходило гулянье с музыкой и иллюминацией, устраивались маскарады на льду, проходившие очень оживлённо. Одним из лучших мест в окрестностях города и любимейшим местом прогулок гжатской публики являлось село Столбово. К селу вела прекрасная дорога лесом, в селе был хороший пруд для купания и ловли рыбы. В это село ходили из города гулять пешком, ездили в экипажах, а также и на велосипедах.

В Гжатске много было любителей велосипедного спорта из разных слоёв общества. Любимым местом для прогулок гжатской публики был вокзал, где имелась обширная асфальтовая платформа, где в виде развлечений можно было встречать пассажирские поезда.


Источники и литература:
1. Богуславский Г.К., Никитин В.А. Город Гжатск и его уезд: Историко-статистический очерк, 1900 г.
2. Журнал или записка жизни и приключений И.А. Толченова. М., 1991 г.
3. Орлов В.С., Чернобаев А.В. Гжатск., 1957 г.
4. Рябков Г.Т. Смоленские помещичьи крестьяне. М., 1991 г.
5. Хромаков М. Его город. М., 1981 г.

Вернуться к книге
СБОРНИК
Гжатское купечество и его роль в социально-экономическом развитии России

Обсуждение

blog comments powered by Disqus