Облик купеческой Вязьмы в экспозиции историко-краеведческого музея

Т. Т. Завирова, главный хранитель
МКУ «Вяземский историко-краеведческий музей», г. Вязьма

Издревле провинциальный город Вязьма являлся купеческим городом. В.Н.Татищев в своем словаре писал: «В сем городе купечество достаточное, довольно пеньки и жит в Ст. Петербург отпущают, которому Кжатская пристань к провозу водою способствует».

Благодаря своему выгодному географическому положению Вязьма являлась торгово-промышленным центром и вяземское купечество играло довольно видную роль во внутренней и внешней торговле, способствуя, тем самым, росту материального благосостояния жителей Вязьмы.

В XVII - XVIII веках в городе насчитывалось 116 купеческих фамилий, а с увеличением торгового оборота возросла и численность торгового люда. Из анализа сословного состава населения Вязьмы конца 18 века видно, что купечество составляло 6200 человек или 58 % населения.

К концу XVII - началу XIX веков Вязьма могла соперничать в торговом и промышленном предпринимательстве со Смоленском и другими торговыми центрами такого масштаба. Годовые торговые обороты отдельных представителей верхушки вяземского купечества достигали 50 тысяч рублей.

Центром торговли была Базарная площадь. В лавках, число которых перевалило за 200, продавались разные иностранные и российские шелковые, бумажные и прочие материалы, упряжь и продукты питания, в том числе 28 лавок мясного ряда, 6 каменных и 28 деревянных амбара для хранения привозного товара.

Французский офицер Арман де Коленкур, побывавший в Вязьме в 1812 году, впоследствии писал в своих мемуарах: «После Дорогобужа все было в огне, но в складах и погребах были прекрасные, иногда, пожалуй, даже роскошные запасы. В домах быстро находили многочисленные тайники, где было спрятано в изобилии все, что угодно... Роскошное убранство домов, их обширные размеры и внутреннее расположение - все говорило о том, что близко находится большая столица».

Во второй половине XIX века в торговом отношении Вязьма занимает первое место в губернии. Только в 1860 году 304 вяземских купца получили торговые свидетельства.

Таким образом, вяземское купечество, как и российское в целом, активно развивалось и формировалось. И хотя состав купечества изменялся, ряд купеческих династий, сохранивших свои капиталы и семейные традиции, составили костяк торгово-предпринимательского сообщества и действительно способствовали процветанию Вязьмы.

Одной из главных задач при создании экспозиции Вяземского историко-краеведческого музея была задача показать облик купеческой Вязьмы.

Со временем становится все труднее различить обыденную жизнь уездного городка позапрошлого века: меняется язык, забываются традиции, теряется смысл обычаев. Чтобы воссоздать атмосферу того времени, мы решили раскрыть эту тему в нескольких аспектах:
1. Купеческая одежда.
2. Предметы быта и предпринимательской деятельности.
3. Вяземское купечество и меценатство.
4. Виды купеческой Вязьмы.

Одна из трудностей, с которой, я думаю, сталкиваются сотрудники не только нашего музея - это недостаток предметов, отражающих ту или иную эпоху. Особенно ощутимо это в городах, переживших фашистскую оккупацию, разорение и утративших старые довоенные музеи. Нам предстояло сложить из разрозненных вещей цельный образ вяземского купечества.

К сожалению, не все материалы персонифицированы.
В экспозиции представлены два нарядных платья купчих. Когда-то висели они в разных шкафах, немного поблекли и забыли своих хозяек, но, сами того не подозревая, рассказывают нам о своих владельцах, их вкусе, традициях.

Строй женского костюма складывался под влиянием двух устойчивых принципов, идущих из средневековья. Согласно требованиям скромности и приличия, платья полностью скрывают фигуру. Тонкая ткань, изящные кружева, перламутровая пряжка свидетельствуют о достатке в доме.

Замечательным дополнением к наряду служат женские кожаные ботиночки. Пошитые в начале XX века, с наборным каблуком, подбитые деревянными гвоздями, они великолепно сохранились и вызывают большой интерес у посетителей. Можно смело предположить, что в таких нарядах вяземские купчихи после обеда и до наступления сумерек прогуливались по ул.Московской или в городском саду, выходили не столько «людей посмотреть», сколько «себя показать».

В этой же витрине помещена свадебная фотография начала XX века потомков известной купеческой фамилии Лютовых.

Лютовы относились к одному из древнейших родов, упоминаемому еще в Писцовых книгах князя Волконского за 1627 год. Из поколения в поколение занимались они торговой деятельностью. Известный далеко за пределами Вязьмы «Торговый дом Михаила Лютова сыновья» торговал льном и пенькой. Маслобойный завод, построенный купцами недалеко от ж/д станции, приносил солидную прибыль. В больнице, прозванной в народе «лютовской», в годы Великой Отечественной войны располагался госпиталь. Торговый дом Лютовых организовал и оснастил в Вязьме добровольную пожарную дружину.

С экономическим ростом и общественным утверждением купечества меняется не только его самосознание, но и внешний облик. Не нужно забывать, что городская культура XIX века формировалась на сложной основе - с одной стороны сохраняла привычки крестьянских обычаев, с другой - примеряла к себе, перетолковывая на свой лад, заманчивый блеск дворянства.

Красная сатиновая купеческая рубаха, украшенная черным орнаментом, пошита в виде крестьянской косоворотки, а черный жилет придает солидность, создает представление о том, как должен выглядеть уважаемый и достойный подражания человек, довольный своим сословным укладом.

Женская купеческая одежда отличается своей цветистостью. Синяя юбка с красными цветами и кофта теплого оранжевого цвета великолепно оттеняли живое румяное лицо, а соединение тканей различной фактуры производило впечатление нарядности и праздничности.

Незаменимым атрибутом купчихи являлась шаль. Заимствованная у дворян, купчихам она подошла иначе, отвечая их привычке к многослойному наряду. Черная шаль с длинными кистями и ярким рисунком была предметом гордости или зависти.

В отдельной витрине представлены предметы быта.
С течением времени, с изменением экономики и жизненного уклада, получают широкое распространение изделия из керамики и фарфора, которые постепенно насыщают быт.

Керамические кувшины, расписанные незатейливыми традиционными цветами, суповая чаша, масленка в виде тыквы дают возможность составить представление о жизни горожан.

Ввиду отсутствия в Вяземском уезде фарфорово-керамических заводов, можно смело предположить, что приобретены они были на местном рынке или привезены купцами из других городов.

Декорированный металлический подсвечник на 4 свечи принадлежал владельцу спичечной фабрики «Надежда» богатому купцу II гильдии Ельчинскому Сергею Алексеевичу. Работницы его фабрики должны были набивать спичками по 3-4 тысячи коробок в день за 35 копеек, в то время как сам, будучи заядлым картежником, с легкостью проигрывал большие деньги. Перед революцией уехал за машинами в Германию и больше в Вязьму не вернулся.

Центральное место в витрине занимает самовар. Это именно тот предмет, в котором наше купечество испытывало особую потребность и не представляло свою жизнь без чаепития у самовара.

В коллекции нашего музея их насчитывается 15, но для экспозиции мы выбрали самовар более оригинальной формы.

Особая честь во время чаепития отводилась прянику.
Когда слышишь слово «Вязьма», то вспоминаются пахучие вяземские пряники. Благодаря своей особенной прелести, вкусовым качествам и аромату, они не имели себе равных и пользовались большим спросом во всех Российских губерниях.

Сохранилась пряничная доска, принадлежавшая купцам Сабельниковым, которые в 1811 году основали первую пряничную фабрику. Маленький, золотистого цвета прямоугольничек на один-два укуса, с нанесенной формой-печатью ободком и тремя буквами «ВЯЗ», он благоухал, начиненный орехами, медом и пряностями и буквально таял во рту. Между двумя пластами сдобного теста укладывалась прослойка из цукатов, мармелада или пастилы. В дорогие пряники в качестве цукатов клались ананасы и выпекались они на заказ с различными надписями.

До реформы 1861 г. в Вязьме насчитывалось 5 «заводов» по их изготовлению, а с начала XX века и до революции - 8. Годовое производство пряников составляло более 10 тыс. рублей и занимало 4-е место в экономике уезда.

Упаковывались пряники в деревянные и картонные коробочки, на которых стояло имя их производителя. Обвешанный целой связкой таких коробочек предлагал на многочисленных ярмарках свой товар вяземский купец.
После революции пряничные фабрики были закрыты и рецепт пряника утерян.

Вяземские купцы отличались своей благотворительностью и при всяком удобном случае, при всяком успехе в торговой деятельности охотно выделяли деньги на строительство церквей, гимназий, благоустройство города.

Помогает раскрыть эту тему введение в экспозицию дореволюционных открыток.
Строительство некоторых учебных заведений осуществлялось только благодаря помощи купцов и промышленников. В 1816 г. на покупку некоторых необходимых для приходского училища вещей, среди прочих пожертвователей, свои деньги вложили купцы Плетнев и Колесников. В 1875 г. купцом Калашниковым были выделены средства на открытие двухклассного училища, а начальное училище содержалось на проценты от капитала в 10 тыс. руб., пожертвованные купцом Строгановым.

Из поколения в поколение передавались традиции меценатства в известной купеческой династии Гайдуковых. Парфен Гайдуков жертвовал значительные суммы на благоустройство города, Константин Гайдуков построил и содержал за свой счет «больницу для презрения страждущего человечества».

На средства купцов М.Д.Ечеистова и А.А.Колесникова построена часовня у Фроловского моста. Строительство церквей при поддержке купеческого капитала придало Вязьме яркий индивидуальный силуэт.

И хотя мотивы благотворительности были разнообразны, деятельность вяземского купечества сыграла большую роль в системе социальной защиты города.

Особое место в экспозиции играют фотографии с видами старой Вязьмы. Они как бы переносят посетителей в пространство провинциального купеческого городка.
Одно и двухэтажные дома, число которых в XVII веке перевалила за 400, были разбросаны по всем улицам, а декоративно украшенные фасады говорили о вкусах и достатке их обитателей. С развитием торговли широко развивается каменное строительство. В начале XIX века в Вязьме было 236 жилых каменных домов, в то время как в Смоленске их насчитывалось 116. Здания в духе позднего барокко с ярко окрашенными стенами, нарядными наличниками и изломами кровель мансардных этажей, придавали городу стилистическое единство и гармоничность.

Внутри большинства домов комнаты располагались по обе стороны сеней, а лестница с крыльца иногда вела напрямую на второй этаж.

Таким образом, по старым снимкам можно проследить характерную для Вязьмы традицию жилого строительства.

Представление о купеческом быте было бы не полным без предметов мебели, которые помогают нам представить обстановку и убранство комнат.
Диван и кресло, представленные в экспозиции, относятся к концу XIX века. Изготовлены они в стиле классицизма из дуба, покрытого слоем олифы.
В отделке мебели использована резьба: на точеные круглые ножки нанесены вертикальные желобки - каниллюры, локотники украшены геометрическим и растительным орнаментом.
Спинка дивана представляет собой три овальных круга, расположенных в ряд и обрамленных навершиями.
Спинка кресла имеет четкие очертания прямоугольника.
В декорировании мягкой мебели использовали так называемый резной «жемчуг». В данном случае он заменен сплошным рядом круглых декоративных обойных гвоздей с крупными шляпками.
Обивкой для дивана служил тканый гобелен, для кресла - бархат.
И хотя эти два предмета поступили от разных владельцев и в разное время, при реставрации мы обтянули их одинаковой тканью, создав при этом впечатление, что эти вещи из одного гарнитура.

Подобная мебель, сохранявшая черты мебели предшествующих периодов, наполняла купеческие дома, создавая новые модные интерьеры.

В перспективе мы планируем расширить экспозицию по купечеству и надеемся, что этот уголок станет еще более привлекательным для любителей русской старины.


Источники и литература:
1. Татищев В.Н. Лексикон Российский, исторический, географический, политический и гражданский. Электронный вариант.
2. Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. М, 1890 г.
3. Вязьма. Страницы истории. Материалы краеведческих конференций. 2001-2004 гг. С, 2005.
4. Арман де Коленкур. Мемуары. Поход Наполеона в Россию. С,1991 г.
5. Семенов П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Т.1. СПб, 1863.
6. Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог. К.1. М, 1987 г.
7. Рябков Г.Т. Западный форпост Москвы. //Ленинский путь №181-182. от 15,16 ноября 1985.

Вернуться к книге
СБОРНИК
Гжатское купечество и его роль в социально-экономическом развитии России

Обсуждение

blog comments powered by Disqus