Хлебные караваны гжатских купцов

М.В. Бутрименко, кандидат экономических наук, ученый секретарь
СОГУК «Музей Ю.А.Гагарина», г. Гагарин

О хлебных караванах с гжатской пристани говорится во многих исследованиях по истории города. В этих работах, однако, приводятся лишь данные, характеризующие объем перевозок, количество задействованных транспортных средств, размеры и грузоподъемность барок и т.д.

При этом экономическим вопросам уделялось меньше внимания. Вашему вниманию будет предложено сообщение, затрагивающие некоторые социально-экономические и внешнеполитические аспекты создания и функционирования Гжатской пристани, а также будет рассмотрена роль купечества в организации перевозок хлебопродуктов.

Начало XVIII века характеризуется быстрым развитием мануфактурного производства, обезземеливанием крестьян западной Европы, усилением распада натурального хозяйства и развитием товарного производства, призванного обеспечивать быстро возрастающее городское население. Все это создавало благоприятные предпосылки для международного разделения труда. Западная Европа предъявляла все больший спрос на сельхозпродукцию стран восточной Европы.

Спрос на зерно и продукты его переработки увеличивался также в связи с ростом потребления воюющих армий в ходе начавшейся войны за испанское наследство, в которую оказались втянуты многие государства Европы. Насколько велико значение хлеба для снабжения армии можно судить по многим высказываниям Петра I.

Россия была в значительной мере отделена от европейских рынков сбыта своей продукции, равно как и от получения импортных товаров. Неразвитость транспортных коммуникаций оставляла весьма узкий выбор для налаживания внешне экономических связей.

Иногда в литературе можно встретить рассуждения о выборе маршрута экспорта. Речь идет о Черном и Балтийском морях. На самом деле альтернативе экспорта хлебопродуктов по Балтийскому морю не было. Петр I принял решение любой ценой добиться выхода к побережью. В ходе Великого посольства по ряду европейских стран он пытался создать широкую антишведскую коалицию государств, заинтересованных в расширении торговли с Россией. Однако, из-за обострения международной обстановки в коалицию вошли только Дания и Саксония. Как показали дальнейшие события, союзники России не смогли оказать серьезного сопротивления войскам Карла XII. Основная тяжесть ведения войны, продолжавшейся двадцать лет, легла на Россию.

После того, как русские войска овладели шведской крепостью Ниеншанц в 1703 году, Петр принял решение о строительстве новой столицы на берегу Невы. Остро стал вопрос о снабжении города продовольствием, прежде всего хлебом.

Для правильного понимания роли гжатского купечества следует иметь в виду, что первые гжатские купцы были самым непосредственным образом связаны с поставкой зерна в новую столицу. Свойство зерна сохранять потребительские качества при длительном хранении сделали его незаменимым товаром. Это, впрочем, не означает, что хранение и транспортировка зерна дело простое.

Иногда историками высказывается мнение, согласно которому печеный хлеб следует считать одним из величайших изобретений человечества. Во всяком случае, многие средневековые города вряд ли могли бы существовать без продуктов переработки зерна. Зерно становится стратегическим товаром.

Единственно реальной возможностью поставки хлеба строителям Петербурга, а также действующей армии, был водный путь. Одной из немногих рек центральной России, несущей свои воды в северном направлении, была река Гжать. Поэтому именно здесь было принято решение о строительстве пристани, куда должно было свозиться зерно из прилегающих зернопроизводящих районов. Именно отсюда начинался хлебный поток. Следует правда иметь в виду, что была не одна, а несколько пристаней на реке. Самая крупная из них на территории современного города Гагарин.

Какова же была роль купечества в организации доставки хлеба по водному пути, протянувшемуся более чем на тысячу километров? Так уж исторически сложилось, что купец в понимании многих что-то вроде спекулянта, делающего деньги на торговых операциях. Это справедливо лишь частично. На самом деле купцы (особенно в рассматриваемый нами период) были, прежде всего, организаторы производства в сфере обращения товара.

Гжатское купечество сформировалось реализуя функции скупки зерна (скупка и купец - слова однокоренные), его хранения и транспортировки. Затраты, возникающие при реализации этих функций, экономисты относят к производительным или, к так называемым, дополнительным издержкам обращения. Иначе говоря, процесс производства продолжается в сфере обращения. Действительно, недостаточно вырастить урожай. Его потребление отделено от производства в пространстве и во времени.

Насколько сложны задачи в сфере обращения, хорошо отражает известная поговорка: «За морем телушка - полушка, да рубль перевоз».

На решение задач в сфере обращения был направлен указ Петра 1715 года, о котором уже сегодня говорилось. Указ предусматривает создание «судового хода» на Гжати и строительство в «пристойных местах анбаров».

Историки часто высказывают мнение, что этот указ следует считать основанием системы хлебопродуктов.

История сохранила имена некоторых купцов, имевших двадцать и более барок (Молчановы, Сивохины). Не вызывает сомнения, что это были высоко квалифицированные специалисты, настоящие профессионалы своего дела.

С какими проблемами приходилось порой сталкиваться работникам отрасли говорят события 30-50-х годов XX века. Страшные слова «порча зерна» означали расстрельную статью. Вина людей (если она была) порой состояла в невовремя проведенном перелопачивании, сушке, очистке и т. д. И это происходило в XX веке, когда уже существовала научная дисциплина: «хранение зерна», система контроля качества зерна, проверка в лабораторных условиях проб хранящегося зерна. Специалисты отрасли восхищаются искусством и преданностью своему делу людей, которые работали с зерном в XVIII веке. У нас есть все основания считать, что гжатские купцы были у истоков создания отрасли хлебопродуктов. Ныне отрасль включает в себя элеваторы, хлебоприемные пункты, мукомольно-крупяную, комбикормовую и хлебопекарную промышленность.

После окончания Северной войны гжатская пристань не потеряла своего значения. Этому способствовало выгодное положение Гжатска между Москвой и Смоленском, а также связь через г. Зубцов с Волгой, по которой шли грузы как на северо-запад, так и вниз по течению Волги.

Во второй половине XIX века в стране развернулось строительство железных дорог. Главным экономическим стимулом была перевозка зерна на экспорт. Можно провести аналогию с водными перевозками зерна в XVIII веке. К началу XX века Россия стала крупнейшим экспортером зерна в мире. В настоящее время мы начинаем возвращать утраченные позиции (выходим на второе место по экспорту зерна).

Можно смело утверждать: гжатские купцы играли важную роль в превращении России в великую зерновую державу, о чем свидетельствует барка на флаге и гербе города Гагарин.

Вернуться к книге
СБОРНИК
Гжатское купечество и его роль в социально-экономическом развитии России

Обсуждение

blog comments powered by Disqus